Изменения в администрировании НДС: чего ожидать в 2016 году

Речь, как вы уже наверняка поняли, пойдет об изменениях в НДС, которые обещает привнести новый закон. Его 24.12.2015 г. Рада приняла в целом  (законопроект от 22.12.2015 г. № 3688, на момент подготовки материала готовится на подпись Президента).
В целом кардинальных изменений для большинства плательщиков НДС не произошло. Система электронного администрирования НДС будет продолжать функционировать в том же режиме, что и сейчас, ставка НДС осталась прежней.
Главный «удар» приняли на себя сельхозпроизводители, находящиеся на специальном режиме обложения НДС, но это тема для отдельного разговора.
Что касается остальных плательщиков, то основные НДСные новации касаются следующего.

 Изменение базы обложения НДС

Здесь есть два новшества:

1) в абз. 1 п. 188.1 НКУ прямо предусмотрено, что в базу обложения НДС не включается акцизный налог на реализацию субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров. В целом контролеры такой позиции придерживались и раньше, но на законодательном уровне она не была закреплена;

2) при поставке самостоятельно изготовленных товаров/услуг база обложения НДС не может быть ниже обычных цен. То есть речь идет не о товарах, а о самостоятельно изготовленной готовой продукции и работах (услугах). До этого такая база определялась по себестоимости, которой контролеры считали производственную себестоимость (см. письма ГФСУ от 07.04.2015 г. № 12082/7/99-99-19-03-02-17, Главного управления ГФСУ в Сумской области от 28.04.2015 г. № 5582/10/18-28-15-01-39). С этой базой возникали сложности, в связи с чем она была изменена. Между тем как определять для данной ситуации обычные цены тоже непонятно.

Корректировка НО

 Из п. 192.1 НКУ убрали норму о том, что при  уменьшении  суммы компенсации стоимости товаров/услуг,  поставщик  имеет право уменьшить сумму НО по такому РК после его регистрации его в ЕРНН получателем. В то же время неясно, как эту норму на практике будут трактовать контролеры.

Ошибки в НН

Для покупателя введены «подстраховочные» нормы, позволяющие показывать НК и по тем НН, которые были заполнены с ошибками.

В частности, в соответствии с обновленным п. 201.10 НКУ нарушение порядка заполнения обязательных реквизитов НН, предусмотренных п. 201.1 НКУ не является основанием для исключения сумм НДС из НК покупателя.

А в п. 201.10 НКУ предусмотрели норму о том, что НН, которая содержит ошибки в реквизитах, определенных п. 201.1 НКУ (кроме кода товара согласно УКТ ВЭД), которые не мешают идентифицировать осуществленную операцию, ее содержание (поставляемые товар/услугу), период, стороны и сумму НО, а также не приводят к занижению/завышению суммы, определенной в п. 2001.3 НКУ, для продавца/покупателя, является основанием для отнесения покупателем сумм налога в НК.

Как и сейчас, покупатель может приложить к налоговой декларации за отчетный налоговый период заявление с жалобой на продавца, который допустил ошибки при указании  обязательных реквизитов НН, предусмотренных п. 201.1 НКУ и/или нарушил предельные сроки регистрации в ЕРНН и/или РК.

Но теперь четко установлены сроки для проведения проверки продавца по такому заявлению. Так, в  течение 15 к. дн. со дня поступления такого заявления с жалобой контролирующий орган обязан провести документальную внеплановую выездную проверку  продавца для выяснения достоверности и полноты начисления им обязательств по налогу по такой операции.

А для продавца такая проверка теперь будет чревата серьезными штрафными последствиями.

Так, введены санкции за допущение ошибок при  указании  обязательных реквизитов НН. Теперь за такие ошибки тоже будут налагаться штрафы, предусмотренные ст. 1201 НКУ. Напомним, что сейчас они применяются только за нарушение сроков регистрации НН, которые подлежат выдаче покупателям — плательщикам НДС.

Согласно новому п. 1201.4 НКУ допущение продавцом товаров/услуг ошибок при указании обязательных реквизитов НН, предусмотренных п. 201.1 НКУ, выявленных контролирующим органом по результатам документальной внеплановой выездной проверки, проведенной по заявлению покупателя, влечет за собой наложение на налогоплательщика — продавца штрафа в размере 170 гривень и обязательства исправить такие ошибки.

Если же продавец не исправит ошибки на основании согласованного налогового уведомления-решения, это повлечет за собой наложение на него штрафа в размере:

  • 10 % от суммы НДС, указанной в такой НН, - в случае неисправления ошибок в течение 15 к. дн.;
  • 20 % от суммы НДС, указанной в такой НН, - в случае неисправления ошибок от 16 до 30 к. дн.;
  • 30 % от суммы НДС, указанной в такой НН, - в случае неисправления ошибок от 31 до 60 к. дн.;
  • 40 % от суммы НДС, указанной в такой НН, - в случае неисправления ошибок от 61 до  90 к. дн.;
  • 50 % от суммы НДС, указанной в такой НН, - в случае неисправления ошибок от 91 до 120 к. дн.;
  • 60 % от суммы НДС, указанной в такой НН, - в случае неисправления ошибок от 121 до 150 к. дн.;
  • 70 % от суммы НДС, указанной в такой НН, - в случае неисправления ошибок от 151 до 180 к. дн.;
  • 100 % от суммы НДС, указанной в такой НН, - в случае неисправления ошибок после истечения 181 к. дн.

Причем, важно, что убрали п. 1201.3 НКУ, которая предусматривала, что: «порядок применения штрафных санкций, предусмотренных настоящей статьей, утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную налоговую и таможенную политику».

Поэтому не стоит рассчитывать на то, что до утверждения порядка указанные в ст. 1201 НКУ штрафы налагаться не будут.

Изменения в формуле СЭА

В формуле регистрационного лимита, приведенной в п.п. 200-1.3 НКУ появилась еще одна составляющая:

ΣОвердрафт – сумма среднемесячного размера сумм налога, которые за последние 12 отчетных (налоговых) месяцев были задекларированы налогоплательщиком к уплате в бюджет и погашены, рассрочены или отсрочены.

Показатель ΣОвердрафт ежеквартально (в течение первых шести рабочих дней такого квартала) подлежит автоматическому пересчету с учетом показателя среднемесячного размера сумм налога, которые за последние 12 отчетных (налоговых) месяцев по состоянию на дату такого пересчета были задекларированы плательщиком к уплате в бюджет и погашены, рассрочены или отсрочены. Такой пересчет осуществляется путем вычитания суммы предыдущего увеличения и добавления суммы увеличения согласно текущему пересчету.

В то же время каких-либо особых новаций здесь не произошло. Ведь на данный момент подобная норма значится в п.п. 1 п. 34 подразд. 2 разд. ХХ НКУ с той лишь разницей, что пересчет проводится ежеквартально в течение 1-го числа соответствующего квартала.

Для налогоплательщиков, которые применяют кассовый метод налогового учета в соответствии с п. 187.10 НКУ, предусмотрено, что при расчете суммы ΣНакл принимают участие суммы налога, указанные в НН, составленных до 1 июля 2015 года, по которым право на включение таких сумм в НК возникает после 01.07.2015 г. Такие суммы налога принимают участие в расчете суммы  ΣНакл на основании налоговой декларации за отчетный период, в котором налогоплательщик включает их в НК (с учетом требований п. 198.6 НКУ) в связи с применением кассового метода налогового учета (п. 341 подразд. 2 разд. ХХ НКУ).

Возврат средств со счета в СЭА. Предусмотрено, что если на дату подачи налоговой декларации сумма средств на счете в СЭА превышает сумму, подлежащую перечислению в бюджет в соответствии с поданной декларацией, такая сумма по заявлению налогоплательщика может быть перечислена  на его текущий счет если такое уменьшение общей суммы пополнения электронного счета (ΣПопРах) не приведет к формированию отрицательного значения суммы налога, определенной в соответствии с п. 200-1.3 НКУ (ΣНакл).

Инвентаризация товаров

В п. 198.5 НКУ появилась норма о том, что если на момент проверки налогоплательщика контролирующим органом в акте выборочной (частичной) инвентаризации, проведенной налогоплательщиком по требованию такого органа, выявлена недостача приобретенных товаров (за исключением случая, когда такая недостача обусловлена уничтожением в результате действия обстоятельств непреодолимой силы, подтвержденная в соответствии с законодательством), для целей раздела V НКУ такие товары считаются использованными налогоплательщиком в операциях, которые не являются хозяйственной деятельностью. То есть по недостающим товарам, выявленным при инвентаризации, придется начислить «компенсирующие» НО на основании абз. «г» п. 198.5 НКУ.

По этому поводу заметим следующее. Согласно п.п. 20.1.9 НКУ контролирующие органы имеют право требовать во время проведения проверок от налогоплательщиков проведения инвентаризации. В случае отказа налогоплательщика (его должностных лиц) от проведения такой инвентаризации может быть применен административный арест активов. Это подчеркивают и официальные органы (см. консультацию в категории 136.02 ЗІР ).

Поскольку результаты инвентаризации влияют на результаты проверки, их исследование должно быть осуществлено работниками налогового органа именно в ходе такой проверки, сроки проведения которой ограничены ст. 82 НКУ. Такой вывод был сделан в письме ГНАУ от 26.05.2011 г. № 6322/5/23-4016.

Вместе с тем на данный момент неясно, должны ли контролирующие органы предъявлять какие-то отдельные документы с требованием провести инвентаризацию.

Формулировка нормы п. 7 раздела I Положения № 879  позволяет заключить, что такой отдельный  документ контролеры должны предъявить. Ведь в этой норме четко сказано, что инвентаризация проводится: «по судебному решению или на основании надлежащим образом оформленного документа органа, который в соответствии с законом имеет право требовать проведения такой инвентаризации».

При этом инвентаризация осуществляется: «в срок и в объеме, указанных в надлежаще оформленном документе указанных органов, но не ранее дня получения предприятием соответствующего документа». То есть в отдельном документе контролирующих органов должно быть указано, в какой срок и в каком объеме следует проводить инвентаризацию. Обычно на практике контролирующие органы посылают соответствующие письма, поскольку отдельного документа, в котором бы содержалось такое требование, нормативными актами не предусмотрено.

Минфин в письме от 02.12.2009 г. № 31-21020-04-10/32859 заметил, что в нормативных актах отсутствует норма о запрете для руководителей предприятий проводить инвентаризацию в присутствии представителей контролирующих органов. Налоговики же настаивают на присутствии своих представителей при проведении инвентаризации (см. письмо  ГНАУ от 25.01.2010 г. № 616/6/10-5015/193, упомянутую консультацию в категории 136.02 ЗІ ЗІР).

С учетом изложенного, отказать представителям контролирующих органов в присутствии при проведении инвентаризации будет достаточно сложно.

БВ

Планируется изменить подход к получению БВ и сделать эту процедуру более прозрачной. В частности, планируется вести  Реестр заявлений о возврате суммы БВ, в который вносятся в хронологическом порядке данные о налогоплательщике, задекларированных им суммах, и состоянии его возмещения. Возврат согласованных сумм БВ планируется осуществлять в хронологическом порядке в соответствии с очередностью внесения в такой Реестр.  При этом ГФСУ ежедневно будет публиковать на своем официальном веб-сайте данные по каждому заявлению о возврате суммы бюджетного возмещения.

Исключены ограничительные нормы п. 200.5 НКУ о том, что не имеют права на получение БВ лица, которые:

  • были зарегистрированы как плательщики НДС менее чем за 12 календарных месяцев до месяца, по результатам которого подается заявление на БВ (кроме начисления НК в результате приобретения или сооружения (строительства) основных фондов);
  • имели объемы облагаемых налогом операций по последние 12 календарных месяцев меньше, чем заявленная сумма БВ (кроме начисления НК в результате приобретения или сооружения (строительства) основных фондов).

Что касается порядка получения БВ, то в течение 30 к. дн., следующих за предельным сроком получения налоговой декларации, контролирующий орган проводит камеральную проверку заявленных в ней данных.

Плательщики, которые подали заявление о возврате суммы БВ получают его в случае согласования контролирующим органом заявленной суммы БВ по результатам камеральной проверки, которая проводится в соответствии с НКУ.

Причем сумма БВ считается согласованной контролирующим органом со дня, следующего за днем окончания срока проведения камеральной проверки, если камеральная проверка проведена не была или по результатам проведения проверки налоговое уведомление — решение не было направлено налогоплательщику в срок, определенный НКУ.

Контролирующий орган имеет право провести документальную проверку налогоплательщика налога в случае, если расчет суммы БВ был сделан за счет отрицательного значения, сформированного по операциям за периоды до 01.07.2015 г., не подтвержденных документальными проверками.

За счет суммы БВ на основании соответствующего заявления плательщика можно будет уплатить денежные обязательства или погасить налоговый долг по соответствующему платежу (по всей видимости, по НДС).

В то же время БВ  сумм НДС, задекларированных к возмещению до 01.07. 2015 г., будет осуществляться в порядке, определенном ст. 200 НКУ в редакции, которая действовала по состоянию на 01.07.2015 г.

Аннулирование регистрации плательщика НДС

И напоследок отметим еще одно «положительное» изменение. Теперь запись в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц - предпринимателей об отсутствии юридического лица или физического лица по его местонахождению (месту жительства) или запись об отсутствии подтверждения сведений о юридическом лице не является основанием для аннулирования регистрации плательщика НДС (соответствующая норма абз. «ж» п. 184.1 НКУ исключена). То есть проблема с «9-станом» будет решена.

Более предметно НДС-ные новации мы рассмотрим после опубликования законодательных изменений в НКУ.

Влада Карпова, консультант