Декларация подана ошибочно: как исправить ситуацию? | Плательщик единого налога

Декларация подана ошибочно: как исправить ситуацию?

Не секрет, что в просторах нашего налогового законодательства легко потеряться. Достаточно остро это чувствуется, в частности, при решении вопроса, по каким налогам в какой контролирующий орган отчитываться, ведь в определенных ситуациях налогоплательщик вынужден состоять на учете в нескольких контролирующих органах одновременно (по основному и по неосновному местам учета). Кроме того, добавляет путаницы перманентная реорганизация фискальной службы. Так что запутаться с адресом подачи налоговой отчетности — дело нехитрое.

Случаи ошибочной подачи отчетности (подана отчетность, которую вообще не нужно подавать, или подана не в тот контролирующий орган) не единичны, однако нормами НКУ не определено, какие именно действия должен выполнить налогоплательщик, чтобы «аннулировать» ошибочно поданную отчетность. До недавнего времени налоговики имели по этому поводу достаточно устоявшуюся и, на наш взгляд, рациональную позицию. В категории 135.02 ЗIР они предлагали письменно обратиться в контролирующий орган с обоснованием обстоятельств ошибочной подачи налоговой отчетности и просьбой не признавать данную отчетность в качестве налоговой. Однако, честно говоря, такой механизм не совсем «вписывается» в нормы НКУ, ведь НКУ вообще не предусматривает, что поданная отчетность может быть не признана фискалами в качестве налоговой. Единственное, что предусматривает НКУ, — это отказ в приеме налоговой отчетности, если она заполнена налогоплательщиком с нарушением требований пп. 48.3 и 48.4 НКУ.

НАПОМНИМ. В пп. 48.3 и 48.4 НКУ речь идет о перечне обязательных реквизитов, которые должна содержать налоговая отчетность.

На данный момент упомянутая выше консультация налоговиков переведена в разряд недействующих. И поводом для этого стали никак не изменения к законодательству, а исключительно «уточнение редакции ответа». Получается, в условиях неизменности положений НКУ фискалы пытаются посмотреть на ситуацию иначе. Сейчас в обновленной консультации из категории 135.02 ЗIР, размещенной 28.04.2018 г., налогоплательщикам предлагают исправлять ситуацию с ошибочно поданной отчетностью, используя порядок, предусмотренный п. 50.1 НКУ. Как мы помним, этот пункт регламентирует действия налогоплательщика в случае самостоятельного исправления ошибок, содержащихся в ранее поданной отчетности. Фискалы сейчас дают следующие рекомендации:

  • если предельный срок подачи соответствующей налоговой отчетности еще не закончился, необходимо подать «пустую» налоговую отчетность с признаком «Звітна нова» и таким образом «обнулить» ранее определенное налоговое обязательство;
  • если срок подачи такой налоговой отчетности истек, необходимо подать налоговую отчетность с признаком «Уточнююча», в которой отразить уменьшение налоговых обязательств, определенных в ошибочной декларации.

НЮАНС. Подавать такую «исправляющую» отчетность нужно в тот же контролирующий орган, в который ранее была подана ошибочная декларация.

Отметим, что новая версия развития событий, предложенная фискалами, тоже не в полной мере соответствует букве закона, поскольку п. 50.1 НКУ предусматривает механизм исправления ошибок в поданной отчетности, а не порядок «аннулирования» отчетности, сама подача которой уже была ошибкой. Однако с этим можно было бы смириться, если бы не наличие вероятных рисков для налогоплательщиков. Дело в том, что безболезненно использовать метод исправления ситуации, предложенный налоговиками, можно только до наступления предельного срока уплаты налогового обязательства, определенного в ошибочной отчетности. Если же замешкаться, вы рискуете получить штраф. Уменьшение налогового обязательства путем подачи уточняющей отчетности после предельного срока уплаты может быть расценено фискалами как нарушение сроков уплаты, с соответствующим начислением штрафа по ст. 126 НКУ. Надеемся, что налоговики будут подходить к ситуации с пониманием, однако всякое может случиться. К тому же в случае несвоевременной подачи декларации в правильный контролирующий орган плательщик и так уже будет наказан: во-первых, к нему применят штраф согласно п. 120.1 НКУ, а во-вторых, за неподачу налоговой отчетности в установленный законодательством срок плательщик может быть подвергнут внеплановой документальной проверке на основании п.п. 78.1.2 НКУ.

Итак, если вы исправляетесь после истечения сроков уплаты налогового обязательства, определенного в ошибочно поданной отчетности, советуем вам перестраховаться и сделать «микс» из фискальных консультаций. Сначала предлагаем все-таки обратиться в письменном виде в контролирующий орган, в который попала ошибочная отчетность, с обоснованной просьбой не признавать такую отчетность налоговой, как это раньше и советовали налоговики.

ВАЖНО! Обращение целесообразно оформить в соответствии с порядком, предусмотренном Законом № 3932. В таком случае оно точно не затеряется, и фискалы должны будут предоставить вам ответ максимум через месяц.

Закон Украины «Об обращениях граждан» от 02.10.1996 г. № 393/96-ВР.

После получения ответа, в котором фискалы, скорее всего, посоветуют вам все-таки подать уточняющую налоговую отчетность, можно так и сделать. А наличие такой переписки с налоговиками может стать весомым козырем в ваших руках, если фискалы решат донимать вас штрафами. Действительно, о каком штрафе может идти речь, если:

  • налоговое обязательство определенно в отчетности, которая в соответствии с положениями НКУ вообще не должна была подаваться, и вы об этом в письменном виде уведомили фискалов;
  • подача уточняющей отчетности предполагала не уменьшить налоговое обязательство, а «аннулировать» ошибочно поданную отчетность, и этот путь исправления ситуации посоветовали сами фискалы.

Так что, конечно, лучше не ошибаться, но если такое уже случилось, выход всегда найдется!

Светлана Куртенок, бухгалтер-эксперт