Раз, два и в дамки… или Как зарегистрироваться ФЛП через Интернет

В соответствии со ст. 5 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV (далее — Закон № 755) регистрация ФЛП осуществляется по их месту жительства. Местом жительства гражданина считается адрес, указанный в паспорте как место регистрации. Таким образом, зарегистрировать ФЛП можно по месту прописки. А если место прописки Черновцы, а предпринимательскую деятельность физлицо планирует вести в Харькове? Что делать, неужели ехать из одного конца страны в другой? Выход есть! Регистрация ФЛП с помощью Интернета.
О том, как пройти электронную регистрацию, вы сегодня и узнаете.

Шаг 1. Оформляем ЭЦП

Чтобы зарегистрировать ФЛП с помощью интернета, понадобится электронная цифровая подпись  (ЭЦП). Оформить ЭЦП можно как в коммерческих аккредитованных центрах сертификации ключей, так и в государственном центре. Если в коммерческих центрах за оформление ЭЦП вам придется заплатить, то в государственном аккредитованном центре сертификации ключей Информационно-справочного департамента ГФС оформят все бесплатно.

По ссылке можно посмотреть адреса всех расположенных в Украине отделений государственного аккредитованного центра и выбрать ближайшее отделение.

Для оформления ЭЦП физическому лицу понадобятся следующие документы:

  • копия паспорта (копии 1–2 страниц (3–6 при наличии отметок) и страница с отметкой о регистрации места жительства);
  • копия справки о присвоении регистрационного номера учетной карточки плательщика налога (так называемый ИНН);
  • заполненная форма Регистрационной карточки (для физического лица). Скачать бланк формы можно по ссылке, а пример ее заполнения вы найдете здесь.

ВАЖНО! В заявлении нужно указать, что эту ЭЦП оформляет физическое лицо.

С готовыми документами, флешкой или диском можно отправляться в ближайшее отделение Информационно-справочного департамента ГФС. Вся процедура оформления ЭЦП займет минут 10.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если сгенерировали ЭЦП на флешку, учтите, что вы можете ее не увидеть, так как в целях безопасности файл с ЭЦП имеет атрибут «Скрытый».

Как его увидеть? Для Windows 7 и ХР зайдите в меню «Пуск → Панель управления → Свойства папки (Параметры папок)», перейдите на вкладку «Вид» и разделе «Дополнительные параметры» спуститесь в самый низ списка. Там поставьте отметку напротив опции «Показывать скрытые файлы и папки» (см. рис. 1).

 

Затем нажмите кнопку «Применить» и «Ок». После этих действий откроете флешку и увидите свой файл с ЭЦП.

ВАЖНО! Данную ЭЦП нельзя будет использовать в деятельности ФЛП, так как выдана она физическому лицу. Поэтому, если вы, уже в статусе ФЛП, захотите сдавать электронную отчетность, нужно будет еще раз обратиться в аккредитованный центр и оформить ЭЦП уже как предприниматель.

Шаг 2. Регистрируемся ФЛП

Регистрация ФЛП оформляется на «Регистрационном портале». При попытке зарегистрироваться вам предложат скачать и установить программу Silverlight, соглашайтесь. После чего попадете на сайт microsoft, где нужно скачать программу и установить ее. Установив программу, вернитесь на «Регистрационный портал».

ВАЖНО! Сразу забудьте о работе с «Регистрационным порталом» в браузере Google Chrome, так как он прекращает поддерживать модуль Silverlight, а с сентября 2015 этот модуль вообще будет отключен.

Начальные настройки Далее ресурс предложит загрузить и установить компоненты «Am_WebClient_Core» и «CryptoAdapter». После того как компоненты установлены, нужно скачать сертификат «edrr2015p.cer» здесь. Нажать правой кнопкой мыши на скаченный сертификат и выбрать команду «Установить сертификат».Ддалее установить этот сертификат в хранилище сертификатов «доверенные издатели» (см. рис. 2). На этом начальные настройки будут выполнены.

 

Если все установилось корректно, появится окно авторизации (см. рис. 3). Так как ЭЦП выдана государственным аккредитованным центром сертификации ключей Информационно-справочного департамента ГФС, в окне авторизации (см. рис. 3) в поле поставщик выбираете «Акредитований центр сертифікації ключів ІДД ДПС», указываете путь к флэшке с ЭЦП и пароль.

 

После этого нужно скачать сертификаты ключа ЭЦП с сайта государственного центра сертификации ключей, найти их можно по ссылке.

Отправляем заявку на регистрацию Дальнейший процесс аналогичен регистрации на обычных сайтах с указанием логина и пароля. Зачем, не понятно, ведь авторизация происходит с помощью ЭЦП.

Успешно пройдя авторизацию на сайте, перейдите в меню «Електронні заяви → Створення заяви → Для реєстрації ФОП в ЄДР» и заполните заявление (рис. 4). Согласно ст. 8 Закона № 755 документы должны быть заполнены на украинском языке.

 

Особое внимание следует уделить разделу «Документи», потому что, если они будут предоставлены не в полном объеме, регистрацию не проведут. Сначала отмечаете документы, которые будут прилагаться, а на следующем шаге загружаете их скан-копии.

ВАЖНО! формат TIFF использует два расширения файлов .tif и .tiff. Прикрепить нужно файлы именно с расширением .tiff.

Сканирование бумажных носителей документов осуществляется с учетом следующих требований:

  • формат изображения: черно-белое;
  • разрешение: 150 × 150 точек на дюйм;
  • глубина цвета: 4 бит;
  • формат готового файла: компрессированный многостраничный TIFF, то есть если документ состоит из нескольких страниц. Эти страницы должны быть загружены не по отдельности, а в составе единого документа;
  • размер файла не более 1 Мбайта;
  • отсканированные документы должны быть пригодны для восприятия их содержания человеком;

Понадобятся скан-копии следующих документов (файлы должны быть в формате TIFF):

  • ИНН;
  • квитанция об оплате не нужна, так как с 1 ноября 2014 года отменен регистрационный сбор за государственную регистрацию юридических лиц и физических лиц (изменения внесены в Закон № 755 Законом Украины от 15.04.2014 г. № 1206-VII). Но на портале эту опцию пока не убрали, поэтому нужно отметить данный документ, а загрузить под него либо пустой лист, либо еще раз свой ИНН;
  • заполненная Регистрационная карточка на проведение государственной регистрации физического лица — предпринимателя (форма 10, утверждена приказом Минюста от 14.10.2011 г. № 3178/5);
  • если уже определились с системой налогообложения, на которой вы хотите работать, можно сразу отправить и Заявление о применении упрощенной системы налогообложения (форма утверждена приказом МФУ от 20.12.2011 г. № 1675).

Файл загружается сразу с наложением ЭЦП. Поэтому при нажатии на кнопку «Завантажити» открывается окно, в котором нужно выбрать пункт «Підписання завантаженого файлу». Тогда загрузится уже подписанный файл. Далее выбираете файл для загрузки, а потом его же в блоке подписи ниже. После нажатия на кнопку «Пiдписати» на файл будет наложена ЭЦП. Осталось только сохранить подписанный файл.

Так же нужно добавить описание вложения (перечень всех отправляемых документов может быть написан от руки и отсканирован), и документы можно отправлять.

Документы отправлены, остается только ждать. А пока ждете, можно проверить свой статус по ссылке, указав свой ИНН. Как только в вашей записи появятся номер и дата выписки — заходите в регистрационный портал, ищите свою заявку и выбирайте «Просмотреть документы». Портал выдаст вам текст выписки из государственного реестра.

Поздравляем! С этого момента вы предприниматель.

Наталья Семёнова, консультант