«Покой нам только снится»: очередные изменения к декларации по НДС | Плательщик единого налога

«Покой нам только снится»: очередные изменения к декларации по НДС

Комментируемым приказом Минфин наконец привел в соответствие с требованиями действующего на данный момент законодательства приложение ДС9 к декларации по НДС, а также подрихтовал приложения Д1 и Д5. Приказ вступает в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем его официального опубликования (на момент подготовки номера еще не опубликован). Рассмотрим все изменения по порядку.

Приложения Д1 и Д5 Внесение изменений в данные приложения, вероятно, имеет целью собрать дополнительную информации от плательщиков и упорядочить базы данных фискалов. Рискнем допустить, что ничего хорошего эти изменения плательщикам не сулят.

Так, приложение Д1 (расчет корректировки сумм НДС) дополнили таблицами 1.1 и 1.2:

  • в таблицу 1.1. будет вноситься информация об «увеличивающих» РК, которые составлены в отчетном периоде, но не зарегистрированы в ЕРНН на дату подачи декларации;
  • в таблице же 1.2 следует указать все прочие РК, которые были составлены начиная с 01.07.2015 г. и не зарегистрированы в ЕРНН. Обратите внимание! Таблица 1.2 будет заполняться единовременно за отчетный период, за который впервые подается налоговая декларация по НДС, с учетом изменений.

В свою очередь, приложение Д5 (расшифровки НО и НК в разрезе контрагентов) также получило две новых таблицы. Логика такая же, как и в предыдущем случае. В таблицу 1.1 приложения Д5 будет вноситься информация об НН, которые составлены в отчетном периоде, но по каким-либо причинам не попали в ЕРНН. В таблице 1.2 приложения Д5 должна содержаться информация об НН, составленных начиная с 01.07.2015 г., включенных в НО в прошлых периодах и не зарегистрированных в ЕРНН. Таблица 1.2 также будет заполняться единовременно.

А значит, фактически плательщикам НДС предлагают провести инвентаризацию НО за прошлые периоды и предоставить информацию о незарегистрированных НН/РК. По словам налоговиков, это поможет им лучше администрировать показатель ΣПеревищ и надлежащим образом выполнять нормы п. 2001.9 НКУ.

НАПОМНИМ. В п. 2001.9 НКУ речь идет о регистрации НН/РК, составленных за отчетные периоды, в которых возник показатель ΣПеревищ, независимо от размера регистрационного лимита (ΣНакл).

Мы здесь также видим возможность фискалов получать информацию о незарегистрированных НН и РК с целью наложения штрафов за их несвоевременную регистрацию. Налоговикам не придется долго искать «проблемные» НН и НК. Плательщик НДС сам на тарелочке предоставит информацию о периодах и количестве «запоздалых» документов.

Другой камень преткновения в том, что найти информацию о таких НН/РК в зависимости от особенностей учета, программного обеспечения и наличия свободного времени может быть сложно. Возникает вопрос: чем грозит плательщику НДС ситуация, когда информация об отдельных НН/РК не будет раскрыта в приложениях Д1 и Д5? Поскольку такая ошибка не приведет к недоплате НДС, т. к. НО были сформированы и включены в декларации прошлых периодов, то максимум, что грозит, — это админштраф за нарушение ведения налогового учета. Он налагается в соответствии со ст. 1631 КоАП и составляется:

  • от 85,00 до 170,00 грн за первое в течение года такое нарушение;
  • от 170,00 до 255,00 грн при повторном нарушении в течение года.

Аграрии: причина изменений Напомним, что начиная с 2017 года сельхозтоваропроизводители имели право получать бюджетную дотацию для развития и стимулирования производства сельскохозяйственной продукции (далее — агродотация). Для этого они должны были выполнять требования, прописанные в разд. V1  Закона № 18771.

Закон Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» от 24.06.2004 г. № 1877-IV.

НА ЗАМЕТКУ. Требования таковы. Аграрии должны были:

  • иметь удельный вес стоимости сельхозтоваров, произведенных ими на собственных или арендованных основных средствах, не менее 75 % стоимости всех товаров, поставленных ими в течение предыдущих 12 последовательных отчетных налоговых периодов в совокупности;
  • осуществлять виды деятельности, определенные п. 161.3 Закона № 1877;
  • числиться в Реестре получателей бюджетной дотации.

Кроме того, аграрии должны были ежемесячно подавать вместе с декларацией по НДС специфическое приложение (приложение ДС9). В нем в соответствии с п. 51 подразд. 2 разд. ХХ НКУ в 2017 году сельхозтоваропроизводители указывали информацию о расчете:

  • положительной разницы между суммой НО отчетного (налогового) периода и суммой НК отчетного (налогового) периода по НДС по результатам деятельности по операциям, определенным ст. 161 Закона № 1877 (т. е. связанным с производством дотационных товаров), в течение отчетного (налогового) периода. Такие данные предприятия вносили в таблицу 1 приложения ДС9;

НЮАНС. Чтобы заполнить эту таблицу, аграрии должны были приложить немало усилий. Они в ручном режиме определяли не только дотационную сумму НО, но и, что было наиболее проблематично, показывали, какая сумма НК относилась к поставке дотационных товаров. Такие данные они отражали в соответствующих колонках приложений Д1 и Д5. А это требовало сил и времени.

  • удельного веса стоимости сельскохозяйственных товаров, поставленных в течение предыдущих 12 последовательных отчетных налоговых периодов (месяцев), т. е. сельхоздоли. Эти данные отражались в таблице 2 приложения ДС9.

С 01.01.2018 г. перечень информации, которую аграрий должен указывать в приложении ДС9 к декларации по НДС, изменился. Так, Законом № 2245был подкорректирован п. 51 подразд. 2 разд. ХХ НКУ. После этого для получения агродотации в 2018 году сельхозтоваропроизводитель обязан указывать в приложении ДС9:

Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины по обеспечению сбалансированности бюджетных поступлений в 2018 году» от 07.12.2017 г. № 2245-VIII.

  • объем НО по НДС по поставке товаров по результатам деятельности по операциям, определенным п. 161.3 Закона № 1877, рассчитанный по данным НН за соответствующий отчетный налоговый период, зарегистрированных в ЕРНН. Наверное, такие данные следует отражать в таблице 1 приложения ДС9;

НА ЗАМЕТКУ. Речь идет о НН, в правой части порядкового номера которых указан код «2», а в графе 11 раздела Б табличной части — код дотационного вида деятельности, при осуществлении которой получены реализуемые сельхозтовары.

  • расчет удельного веса стоимости сельскохозяйственных товаров, поставленных в течение предыдущих 12 последовательных отчетных налоговых периодов (месяцев). Эту информацию придется указывать в таблице 2 приложения ДС9.

После таких корректив аграрии обрадовались: у них должен уменьшиться объем работы по заполнению этого приложения, поскольку отныне не нужно будет мучиться с распределением НК на дотационный и обычный, а также рассчитывать положительную разницу между дотационными НО и НК.

Оставалось ожидать, пока Минфин обновит форму приложения ДС9, чтобы оно соответствовало требованиям, выдвигаемым к аграрию — получателю дотации п. 51 подразд. 2 разд. ХХ НКУ. Однако Минфин с этим не спешил и только сейчас сделал то, чего от него ждали еще в начале года.

ДС9: что изменилось Визуально сама форма приложения ДС9 содержит ту же структуру, что и раньше, т. е. состоит из трех частей, шапки и двух таблиц. Каждая из этих частей в той или иной мере претерпела изменения.

Так, в шапке отныне появилась графа, в которой аграрий будет указывать дату своего включения в Реестр получателей бюджетной дотации. Узнать эту дату аграрий может из второй квитанции, которую он получил после подачи заявления о внесении сельскохозяйственного товаропроизводителя в Реестру по форме, утвержденной приказом Минфина от 23.02.2017 г. № 275 (п. 3 Порядка ведения Реестра получателей бюджетной дотации, утвержденного постановлением КМУ от 21.02.2017 г. № 179). Все прочие данные в шапке этого приложения остались неизмененными.

Что касается табличной части этого приложения, то больше всего изменений было внесено в таблицу 1. Это и не удивительно. Отныне в ней аграрий, как мы и предполагали, будет указывать объем дотационных НО, указанный в НН, которые зарегистрированы в ЕРНН, а не проводить расчет положительной разницы между дотационным НО и НК.

Для этого в таблице 1 выделены две строки. В них аграрий будет указывать:

  • в стр. 1 — объем операций по поставке дотационных товаров (без НДС);
  • в стр. 2 — сумму НДС, начисленную по операциям по поставке дотационных товаров в соответствии с объемом поставки, указанным в стр. 1.

Из формулировок стр. 2 кажется, что для ее заполнения аграрию нужно взять из стр. 1 объем поставки дотационных товаров (туда он попадет с НН на поставку дотационных товаров, т. е. тех, у которых в правой части порядкового номера указан код «2») и рассчитать от нее сумму НДС (т. е. стр. 1 × 20 %).

Более того, для заполнения этой таблицы аграрий самостоятельно не будет рассчитывать объем дотационных поставок или размер дотационного НДС. За него все сделает бухгалтерское программное обеспечение, которое он использует для заполнения декларации по НДС.

Но совсем без участия агрария обойтись нельзя. Так, ему придется внести данные об объеме поставок и суммах начисленного НДС по зарегистрированным в ЕРНН дотационным налоговым накладным в таблицу 1 приложения Д1 и таблицу 1 приложения Д5. При этом аграрий не просто должен указать в этих приложениях информацию о дотационных налоговых накладных, но и определить (поставить отметку «+») в соответствующем поле (стр. 3.2 таблицы 1 приложения Д1 и стр. 4 таблицы 1 приложения Д5), что такие НН являются дотационными. И тогда суммы из этих накладных автоматически будут перенесены в стр. 1 и 2 таблицы 1 приложения ДС9.

Об этом, в частности, свидетельствует также алгоритм заполнения старого приложения ДС9.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В таблице 1 приложения ДС9 информация должна указываться только из зарегистрированных в ЕРНН дотационных НН. Поэтому если такая НН не зарегистрирована, т. е. информацию о ней аграрий укажет в таблицах 1.1 и 1.2 приложений Д1 и Д5, то такие данные в таблицу 1 приложения ДС9 попасть не должны.

Что касается таблицы 2 приложения ДС9, то в ней, как и ранее, аграрий будет рассчитывать сельхоздолю (по всем сельхозтоварам и отдельно по дотационным) и долю недотационных поставок.

При этом отныне он будет это делать не только в совокупности за последние 12 последовательных отчетных налоговых периодов, но и отдельно по каждому отчетному периоду. Зачем такая информация налоговикам — непонятно. О том, чтобы сельхоздоля за отчетный период на что-то влияла или учитывались в определенных расчетах, ни в одном нормативно правовом акте речь не идет.

Вспомнив об этом, хотим заметить, что это не единственная информация, указание которой не требуется для заполнения декларации по НДС или расчета агродотации. Например, непонятно, зачем в таблице 2 приложения Д1 и приложении Д5 нужно указывать, какая сумма НК из полученных НН касается дотационных видов деятельности, а какая — нет.

Эта информация была актуальна тогда, когда действовала старая форма приложения ДС9 и в таблице 1 аграрий рассчитывал положительную разницу между дотационными НО и дотационными НК. Теперь же, когда в таблице 1 указываем только начисленные НО по поставке дотационной продукции, информация о дотационном НК по факту никому не нужна. В то же время почему-то даже после обновления приложений Д1 и Д5 Минфин желает, чтобы аграрий приводил такие данные.

На наш взгляд, это простая недоработка Минфина. Поэтому если вы не будете определять, какая сумма НК является дотационной, а какая — нет, ничего страшного не случится.

Анна Хомюк, бухгалтер-эксперт
Николай Проценко, консультант
 
№ 17-18, 2018  (с. 5)