Как платить ренту за спецводопользование: инструкции фискалов | Плательщик единого налога

Как платить ренту за спецводопользование: инструкции фискалов

Поводом для написания данной статьи стали несколько однотипных ИНК по рентной плате, которые мы комментировали неделю назад1. Их фискальная направленность была настолько впечатляющей, что молчать об этом было уже невмоготу...

Оказывается, за I квартал текущего года налоговики разных уровней (как центрального, так и местного) наконсультировали доверчивых плательщиков рентной платы на целых 30 ИНК. Ради справедливости скажем, что не все они откровенно фискальные — встречаются в них и зерна истины. Поэтому есть смысл отделить эти зерна от плевел.

В разгар первоквартальной отчетности по рентной плате мы решили предложить вашему вниманию блиц-обзор нескольких наиболее интересных, на наш взгляд, ИНК. Расположим их не по хронологии, а по практическому значению, которое они имеют для налогоплательщиков. Сосредоточимся на ИНК, предназначенных для первичных водопользователей (см. таблицу). Напомним, что именно они и только они с начала текущего года вынуждены платить рентную плату.

ИНК для первичных водопользователей

Вывод налоговиков

Комментарий редакции

Объект налогообложения

1

Объектом обложения рентной платой при использовании закрепленного за плательщиком водного объекта считается учтенный объем воды, фактически использованной (изъятой в результате технологических операций по забору воды) из такого водного объекта
(ИНК ГФСУ от 20.02.2018 г. № 688/6/99-99-12-02-03-15/ІПК)

Казалось бы, это чисто теоретический вывод, который к тому же не противоречит предписаниям п. 255.3 НКУ, не может совершенно ничем навредить плательщикам. Но это — если честно относиться к его трактовке.

Как это честно? Ну, например, определяя объект налогообложения, учитывать при этом, что в НКУ  существуют нормы (см. п. 255.4), позволяющие уменьшить этот объект. Причем законодатель почти не затронул их, в то время как с 01.01.2018 г. существенно изменил круг плательщиков (п. 255.1) и откорректировал объект налогообложения (п. 255.3). С чего бы это? Не потому ли, что стремился оставить в силе прежние освобождения от обложения рентной платой?

Как отозвались на это стремление фискалы, см. в пп. 4 и 5 этой таблицы

2

Объектом обложения рентной платой является объем воды, изъятый из подземного водного объекта на основании соответствующих разрешительных документов на специальное использование воды
(ИНК ГФСУ от 26.02.2018 г. № 769/6/99-99-12-02-03-15/ІПК)

Плательщик интересовался, как влияет на определение объекта обложения рентной платой то, что с 1 января 2018 года из п. 255.3 НКУ были исключены слова «с учетом объема потерь воды в их системах водоснабжения».

Налоговики ответили, хотя и формально, зато правильно: никакие потери отныне не должны уменьшать объект налогообложения.

По нашему мнению, такой подход законодателя является абсолютно оправданным. С одной стороны, его вроде бы не интересует дальнейшая судьба воды, изъятой из водного объекта, поскольку рентную плату за нее бюджет уже получил. С другой же стороны, это экономическим путем будет мотивировать поставщика воды минимизировать потери воды на пути к потребителю

3

Если субъект хозяйствования использует объемы воды, как полученные из сетей централизованного водоснабжения, так и добытые из собственных скважин (или изъятые из поверхностного водного объекта), то объектом обложения рентной платой является объем воды, изъятый из подземного (поверхностного) водного объекта
(ИНК ГФСУ от 05.02.2018 г. № 484/6/99-99-12-02-03-15/ІПК; от 16.03.2018 г. № 1076/6/99-99-12-02-03-15/ІПК)

Напомним, что ключевым признаком первичных водопользователей является наличие водозаборных сооружений и соответствующего оборудования для забора воды. Вторичные же водопользователи (абоненты) — это те, кто не имеет собственных водозаборных сооружений и получает воду из водозаборных сооружений первичных водопользователей (ч. 3 и 4 ст. 42 Водного кодекса Украины).

В ситуации, рассматриваемой в данных ИНК, субъект хозяйствования объединяет в себе признаки первичного и вторичного водопользователя, поскольку одновременно осуществляет водозабор из подземного (поверхностного) водного объекта (эти объемы воды и будут для него объектом обложения рентной платой) и получает воду от другого первичного водопользователя (за эти объемы рентную плату будет платить последний)

4

Определенные в п. 255.4 НКУ виды использования воды, за которые не взимается рентная плата, касаются исключительно вторичных водопользователей, которые в соответствии с п. 255.1 НКУ с 2018 года не являются плательщиками рентной платы.
С учетом этого с 2018 года объект обложения рентной платой определяется как фактический объем воды, учитываемой как результат водозабора
(ИНК ГУ ГФС в Одесской обл. от 20.02.2018 г. № 695/ІПК/15-32-12-05-12)

Похожие по содержанию ИНК появились еще в прошлом году (см. ИНК ГФСУ от 06.12.2017 г. № 2857/6/99-99-12-02-03-15/ІПК, ГУ ГФС в Сумской обл. от 14.12.2017 г. № 2997/ІПК/18-28-12-03-20, ГУ ГФС в Закарпатской обл. от 20.12.2017 г. № 3065/ІПК/10/07-16-12-03-24), о чем мы вас в свое время предупреждали.

А «директивность» такие разъяснения приобрели с появлением письма ГФСУ от 19.01.2018 г. № 1579/7/99-99-12-03-04-17, после чего пошли гулять по миру.

Как видите, фискалы вынуждают первичных водопользователей платить рентную плату за весь фактический объем воды, используемой такими водопользователями, не разрешая уменьшить его на те объемы, которые не входят в объект налогообложения согласно п. 255.4 НКУ (вода, переданная населению, использованная на санитарно-гигиенические нужды и т. п.).

Своего апогея такой подход достиг в тех ИНК, которые мы комментировали на прошлой неделе. Наши советы, как действовать в условиях такого фискального давления, приведены в комментарии «Рентная плата за спецводопользование: первоапрельские шутки от ГФСУ?» к ИНК ГФСУ от 23.03.2018 г. № 1194/6/99-99-12-02-03-15/ІПК («ПЕН», № 15/2018, с. 5)

5

Объектом обложения рентной платой является фактический объем воды, учитываемой как результат водозабора из водных объектов
(ИНК ГУ ГФС в Николаевской обл. от 03.03.2018 г. № 875/ІПК/10/ 14-29-12-08-26)

На фоне такого наивненького вывода, не вызывающего никаких возражений, фискалы снова запрещают первичному водопользователю уменьшать объект обложения рентной платой. В этот раз — на объемы воды, используемой садовыми и огородными товариществами (кооперативами), хотя такое уменьшение прямо предусмотрено п.п. 255.4.10 НКУ

Плательщик рентной платы

6

Поскольку арендодатель как первичный водопользователь фактически передает другому субъекту хозяйствования как вторичному водопользователю объемы воды, то плательщиком рентной платы будет арендодатель
(ИНК ГУ ГФС в Одесской обл. от 22.02.2018 г. № 717/ІПК/15-32-12-05-12; ИНК ГФСУ от 15.03.2018 г. № 1039/6/99-99-12-02-03-15/ІПК)

В первой ИНК владелец артезианской скважины (следовательно, первичный водопользователь) передал ее в пользование другому субъекту хозяйствования.

Во второй ИНК первичный водопользователь предоставляет в аренду водозаборные установки для осуществления арендатором забора воды из водного объекта.

Налоговики в обоих случаях пришли к выводу, что платить рентную плату должен арендодатель.

Если же при таких условиях арендатор получит разрешение на специальное использование, на основании которого самостоятельно будет изымать воду из водного объекта, тогда он станет первичным водопользователем и должен будет платить рентную плату

7

Поскольку п. 255.1 НКУ определяет как плательщиков рентной платы первичных водопользователей, то обязанности плательщика будут возникать у субъекта хозяйствования за объемы воды, изъятые им из подземного водного объекта
(ИНК ГФСУ от 23.03.2018 г. № 1196/6/99-99-12-02-03-15/ІПК)

Ситуация здесь достаточно простая: субъект хозяйствования в соответствии с разрешением на специальное водопользование изымает воду из подземного водного объекта. И ответ налоговиков правилен и полностью предсказуем.

Нюанс этой ИНК — упомянутым разрешением дано также право на сбросы объемов воды непосредственно в водные объекты. А это, как справедливо отмечают налоговики, является основанием для возникновения обязанностей плательщика экологического налога.

Кстати, такое разрешение на сбросы может быть и у вторичного водопользователя. В таком случае ему тоже стоит позаботиться об уплате эконалога за сбросы в водные объекты (см., например, ИНК ГФСУ от 10.04.2018 г. № 1504/6/99-99-12-02-03-15/ІПК)

Подача декларации

8

Если водозаборное сооружение расположено не по месту основного учета плательщика рентной платы, то ему следует встать на учет по неосновному месту в контролирующем органе по месту расположения водозабора, куда и подавать отчетность по рентной плате
(ИНК ГФСУ от 14.02.2018 г. № 617/6/99-99-12-02-03-15/ІПК)

Здесь остается только добавить, что при этом нормами НКУ не предусмотрена подача копии декларации, которая содержит приложение по рентной плате за специальное использование воды, в контролирующий орган по основному месту учета (месту налоговой регистрации), если такая декларация подается по неосновному месту учета — местонахождению водных объектов (по месту осуществления использования воды). Так разъясняют налоговики в консультации из категории 121.05 ЗIР

Елена Лозовая, консультант