Реализация горючего: изменились формы расчетных документов

С 01.01.2017 г. согласно п. 11 ст. 3 Закона об РРО субъекты хозяйствования в операциях с горючим должны обеспечивать режим предварительного программирования в памяти РРО наименования товаров (услуг) с указанием кода товарной подкатегории УКТ ВЭД (конечно, кроме этого, как и все остальные, они должны обеспечить предварительное программирование цен товаров (услуг) и учет их количества).

ЦИТАТА. «14.1.1411.  горючее  нефтепродукты, сжиженный газ, топливо моторное альтернативное, топливо моторное смесевое, вещества, используемые в качестве компонент моторных топлив, прочие товары, указанные в подпункте 215.3.4 <...> Кодекса;».
(извлечение из п. 14.1 НКУ)

Речь идет об осуществлении расчетных операций с горючим, а также операций по приему наличности для дальнейшего ее перевода. О выполнении упомянутого требования по операциям с горючим должны свидетельствовать реквизиты расчетных документов, которые печатает РРО. Очевидно, Минфину во исполнение нормы п. 11 ст. 3 Закона об РРО следовало обновить формы расчетных документов. Однако он не слишком торопился с этой задачей и необходимый (комментируемый) документ был принят и зарегистрирован в Минюсте не так давно.

НАПОМНИМ. В связи с этим напомним единщикам об одном нюансе: несмотря на запрет на торговлю подакцизными товарами, плательщики ЕН, юридические лица и ФЛП могут заниматься реализацией в розницу отдельных видов горючего в емкостях до 20 л, например, продавать уайт-спирит (п.п. 3 п.п. 291.5.1 НКУ).

Так, комментируемым приказом, который вступит в силу после его опубликования1, Минфин внес изменения в Положение № 132, в результате чего формы расчетных документов дополнены новыми реквизитами.

На момент подготовки номера не опубликован.

Положение о форме и содержании расчетных документов, утвержденное приказом МФУ от 21.01.2016 г. № 13.

К перечню обязательных реквизитов фискального кассового чека на товары (услуги) формы № ФКЧ-1 (п. 2 разд. II Положения № 13) и фискального кассового чека выдачи средств формы № ФКЧ-2 (п. 2 разд. III Положения № 13) добавлен код товарной подкатегории согласно УКТ ВЭД (указывается в случаях, предусмотренных действующим законодательством). Соответственно, в формы чеков (приложения 1 и 2 к Положению № 13) добавлены ‹Код товару#›** и сноска «** Зазначається у випадках, передбачених чинним законодавством».

Также код товарной подкатегории согласно УКТ ВЭД, проставляемый в случаях, предусмотренных действующим законодательством, указан среди дополнительных реквизитов фискального кассового чека по операциям приема и перевода наличности через ПТКС3по форме № ФКЧ-3 (п. 2 разд. VI Положения № 13). Изменена и его форма в приложении 5 к Положению № 13.

Програмно-технические комплексы самообслуживания.

Подчеркнем, что РРО должны печатать фискальные чеки с новыми реквизитами при осуществлении операций с горючим. Об этом свидетельствует и то, что согласно внесенным изменениям код УКТ ВЭД нужен именно в установленных случаях, а в п. 11 ст. 3 Закона об РРО как раз и установлено, что этот реквизит указывают для горючего.

ВАЖНО! Для продажи остальных видов товаров (работ, услуг) требования к программированию РРО остаются прежними: проводить расчетные операции через РРО с использованием режима предварительного программирования наименования, цен товаров (услуг) и учета их количества , т. е. изменения не затронут тех, кто не имеет дела с горючим.

Отметим, что комментируемый приказ не дает отсрочки субъектам хозяйствования, программное обеспечение РРО которых не формирует чеки с новыми реквизитами. Вместе с тем, как показывает практика, в чеках РРО торговцев горючим указывался код УКТ ВЭД и до внесения изменений в Положение № 13.

За нарушение требований п. 11 ст. 3 Закона об РРО субъекту грозит штраф согласно п. 6 ст. 17 Закона об РРО в сумме 85 грн (5 ннмдг). Также за нарушения порядка проведения расчетов в сфере торговли, общественного питания и услуг грозит админштраф по ст. 1551 КоАП: для лиц, осуществляющих расчетные операции, — от 34 до 85 грн (от 2 до 5 ннмдг), а для должностных лиц — от 85 до 170 грн (от 5 до 10 ннмдг) (разъяснение в категории 109.20 ЗІР).

Но есть еще одна, уже более серьезная опасность: п. 3 разд. I Положения № 13 утверждает, что в случае отсутствия в документе хотя бы одного из обязательных реквизитов, а также несоблюдения сферы его назначения такой документ не будет приниматься в качестве расчетного. За такое нарушение грозит штраф согласно п. 1 ст. 17 Закона об РРО. Так, в случае установления этого нарушения в течение календарного года в ходе проверки:

  • за совершенное впервые — 1 грн;
  • за каждое следующее совершенное нарушение — 100 % стоимости проданных с нарушениями товаров (услуг).

Вместе с тем ранее судебные инстанции не считали отсутствие обязательного реквизита в чеке РРО отсутствием расчетного документа (см., например, постановления ВСУ от 05.12.2011 г. по делу № 21-242а11, ВАСУ от 16.09.2014 г. по делу № К/9991/58337/11). Данные судебные споры инициировали торговцы, которым фискалы «насчитывали» штрафы за отсутствие (невыдачу) расчетных документов, если в чеках не находили хотя бы одного обязательного реквизита. Однако суды выносили вердикты в пользу субъектов торговли и приходили к выводу, что штрафы неправомерны, поскольку отсутствие реквизита нельзя считать отсутствием расчетного документа.

Советуем эту информацию взять на вооружение и получателям «безкодовых» чеков РРО, если мини-закупку горючего осуществляло подотчетное лицо, которому необходимо документальное подтверждение6.

У покупателей есть право отражать НК по чеку РРО без НН, если сумма полученных товаров/услуг не превышает 200 грн за день без учета самого НДС (НДС — 40 грн) (п.п. «б» п. 201.11 НКУ).

Оксана Хмелевская, бухгалтер-эксперт