Штрафы за нарушения ведения кассовых операций: размеры и сроки привлечения к ответственности | Плательщик единого налога

Штрафы за нарушения ведения кассовых операций: размеры и сроки привлечения к ответственности

Статья взята из газеты “Плательщик единого налога” № 10/2018

Когда заходит речь об ответственности, первое, что хотят знать субъекты хозяйствования, — виды, размеры штрафных санкций, а также какой орган может их инициировать. Давайте с этим и разберемся.

Санкции за нарушение операций с наличными

За нарушения в сфере кассовой дисциплины для предприятий и ФЛП предусмотрены:

  • финансовые санкции в виде штрафа согласно ст. 1 Указа № 4361 (налагаются на субъекта хозяйствования — юрлицо или ФЛП);
  • административная ответственность согласно КоАП (к ней привлекают должностных лиц предприятий и ФЛП).

1 Указ Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности» от 12.06.1995 г. № 436/95.

Приведем в табл. 1 информацию о размерах актуальных на сегодня финансовых санкций, а в табл. 2 — административные штрафы. Размеры и суммы штрафов приведем в табл. 2.

Таблица 1. Нарушения, связанные с оборотом наличных: финансовые санкции

Вид нарушения

Санкции за нарушение

1. Превышение установленных лимитов остатка наличности в кассе
(абз. 2 ст. 1 Указа № 436)

В двукратном размере сумм выявленной сверхлимитной наличности за каждый день

2 Неоприходование (неполное и/или несвоевременное оприходование) в кассах наличности
(абз. 3 ст. 1 Указа № 436)

В пятикратном размере неоприходованной суммы

3. Превышение установленных сроков использования выданной под отчет наличности, а также выдача наличных средств под отчет без полного отчета за ранее выданные средства
(абз. 5 ст. 1 Указа № 436)

Штраф в размере 25 % выданных под отчет сумм

4. Проведение наличных расчетов без подачи получателем средств платежного документа (товарного или кассового чека, квитанции к приходному ордеру, другого письменного документа), подтверждающего уплату покупателем наличных средств
(абз. 6 ст. 1 Указа № 436)

Штраф в размере уплаченных средств

5. Использование полученных в учреждении банка наличных средств не по целевому назначению
(абз. 7 ст. 1 Указа № 436)

Штраф в размере израсходованной наличности

Таблица 2 Админштрафы на должностных лиц и ФЛП за нарушение порядка проведения наличных расчетов

Вид нарушения

Размер штрафа

1.

Нарушение порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги), в том числе превышение предельных сумм расчетов наличными
(ч. 1 ст. 16315 КоАП)2

2 Этот штраф также «светит» тем субъектам, которые не обеспечили возможность покупателям оплачивать товары (работы, услуги) с помощью электронных платежных средств (банковских карточек) в случаях, предусмотренных законодательством. Но в свете нарушений кассовой дисциплины он применяется для нарушителей ограничений по расчетам наличными, о чем будет рассказано далее.

от 1700 до 3400 грн

  • те же действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за такое же нарушение
    (ч. 2 ст. 16315 КоАП)

от 8500 до 17000 грн

2.

Сдача выручки торговыми предприятиями всех форм собственности, реализующими товары за наличные, с нарушением сроков, установленных правилами расчетов и ведения кассовых операций (на ответственных лиц)
(ч. 1 ст. 1644КоАП)

от 289 до 1496 грн

  • те же действия, совершенные лицом повторно в течение года после наложения административного взыскания за то же самое нарушение
    (ч. 2 ст. 1644 КоАП)

от 731 до 2975 грн

Кто может выявить нарушения в кассовой дисциплине

Органы, которые имеют право налагать финансовые санкции, перечислены в ст. 3 Указа № 436. Прийти на проверку к субъекту-небюджетнику из этого перечня могут представители фискальных органов. Именно в их функции входит контроль за соблюдением норм по регулированию оборота наличности в национальной валюте, установленных Нацбанком.

Выявлять нарушения налоговики могут в ходе проверок в соответствии со своей компетенцией, а также налагать штрафные санкции, если будут обнаружены нарушения кассовой дисциплины (п. 47 Положения № 1483).

3 Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 29.12.2017 г. № 148 (действует с 05.01.2018 г.).

В соответствии с п.п. 191.1.4 НКУ фискалы, в частности, осуществляют контроль за соблюдением субъектами хозяйствования установленных законодательством обязательных требований по обеспечению возможности расчетов за товары (услуги) с использованием электронных платежных средств, порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги), проведению расчетных операций.

Налоговый контроль, в частности, осуществляется путем проверок и сверок в соответствии с требованиями НКУ, а также проверок по соблюдению законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, в порядке, установленном законами Украины, регулирующими соответствующую сферу правоотношений (п.п. 62.1.3 НКУ).

Очевидно, что «многогранные» особенности кассовой дисциплины налоговики смогут охватить в рамках как плановых или внеплановых документальных проверок, так и фактических проверок. Проведение последних относительно соблюдения норм законодательства по вопросам регулирования обращения наличности, порядка осуществления налогоплательщиками расчетных операций, ведения кассовых операций предусмотрено п.п. 75.1.3 НКУ. Фактическая проверка осуществляется без предупреждения налогоплательщика (лица) (п. 80.1 НКУ), а основанием для её проведения может стать письменное обращение покупателя (потребителя), оформленное в соответствии с законом, о нарушении плательщиком налогов установленного порядка проведения расчетных операций, кассовых операций (п.п. 80.2.3 НКУ).

Что касается админштрафов, то полномочия рассматривать дела с целью наложения на должностных лиц предприятий и ФЛП штрафов, которые грозят субъектам за нарушение кассовой дисциплины (санкций по ст. 16315КоАП), отданы органам ГФСУ (ст. 2342КоАП). Выявлять нарушения и составить протокол об админнарушении они могут во время проверок. Заметим, что право уполномоченных должностных лиц фискалов составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 16315КоАП следует из ч. 2 ст. 255 КоАП).

НА ЗАМЕТКУ. В соответствии со ст. 255 КоАП протоколы об админнарушениях по ст. 1644 КоАП имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица органов внутренних дел (Национальной полиции). Дела о таких нарушениях также рассматривают органы нацполиции (ст. 222 КоАП).

Также в ведении налоговиков контроль расчетов с применением РРО. В случае нарушений в сфере расчетных операций применяются штрафы, предусмотренные ст. 17 Закона об РРО, но сегодня мы затронем только кассовую дисциплину, поэтому РРО-санкции рассматривать не будем.

Напомним, что с 05.01.2018 г. вопросы кассовой дисциплины регулируются новым Положением № 148. Это означает, что с указанной даты штрафы, приведенные в табл. 1, могут налагаться за нарушение норм этого Положения. А вот нарушали ли вы кассовую дисциплину до 05.01.2018 г., нужно определять по Положению № 6374, которое утратило силу с указанной даты5.

4 Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637 (утратило силу с 05.01.2018 г.).

5 Об основных изменениях в новом «кассовом» положении читайте в материале «Кассовые операции: ремонт сделан, фундамент непоколебим» // «ПЕН», № 3/2018, с. 7.

Подробнее о «штрафоопасных» ситуациях и возможностях от них уйти поговорим в материалах этого номера.

Сроки привлечения к ответственности

Финансовые санкции Штрафы, установленные Указом № 436, являются административно-хозяйственными санкциями, что подтверждает и Минюст (письмо от 02.12.2009 г. № 870-0-2-09-22).

По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 250 ХКУ, административно-хозяйственные санкции могут быть применены в течение 6 месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через один год со дня совершения, кроме случаев, предусмотренных законом. Однако с 01.01.2011 г. действует ч. 2 ст. 250 ХКУ, которая предусматривает, что эти правила не распространяются на штрафные санкции, размер и порядок взыскания которых определены НКУ, Законом Украины «О банках и банковской деятельности» и другими законами, контроль за соблюдением которых возложен на фискальные органы. А как было сказано выше, штрафы, перечисленные в Указе № 436, налагают именно фискальные органы. На такие случаи не распространяются ограничения по срокам применения штрафных санкций, предусмотренных ч. 1 ст. 250 ХКУ (письмо ГФСУ от 11.08.2016 г. № 17492/6/99-99-15-02-02-15, письмо НБУ от 09.03.2011 г. № 11-117/982-3354, постановление Тернопольского окружного админсуда от 20.10.2016 г. по делу № 819/921/16, определение ВАСУ от 14.12.2016 г. № К/800/7958/13).

Как указано в п. 114.1 НКУ, предельные сроки применения штрафных (финансовых) санкций (штрафов) к плательщикам налогов соответствуют срокам давности для начисления налоговых обязательств, определенных ст. 102 НКУ. Таким образом, финсанкции, предусмотренные Указом № 436, налагают в течение 1095 дней.

Можно предположить, что налоговики предлагают вести отсчет 1095 дней с даты нарушения, так как сроки в ст. 102 НКУ привязаны к срокам предоставления налоговой декларации или начисления налоговых обязательств контролирующим органом.

Отметим, что по нарушениям, совершенным до 01.01.2011 г., применялись сроки для административно-хозяйственных санкций, приведенные в ч. 1 ст. 250 ХКУ.

Административная ответственность Сроки наложения административного взыскания установлены ст. 38 КоАП и зависят они в общем случае от двух факторов:

  • кому подведомственны дела об админнарушениях (суду (судье) или иному органу),
  • характера нарушения (длящееся или нет).

С учетом этого административное взыскание по ст. 16315 и 1644КоАП может быть наложено не позднее чем через 2 месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — не позднее 2 месяцев со дня его выявления (ч. 1 ст. 38 КоАП).

Ирина Шевчук, консультант