Администрирование налогов-2018: все ли улучшения к лучшему? | Плательщик единого налога

Администрирование налогов-2018: все ли улучшения к лучшему?

Статья взята из газеты “Плательщик единого налога” № 5/2018

Законотворцы не покладая рук работают ради улучшения законодательного поля. И хотя в течение прошлого года высокопоставленные должностные лица неоднократно обещали в этот раз не подкладывать налогоплательщикам «под елку» подарок в виде очередных изменений к НКУ, все-таки не удержались.
В новом году «правила игры» снова изменились (благодаря Закону Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины по обеспечению сбалансированности бюджетных поступлений в 2018 году» от 07.12.2017 г. № 2245-VIII). Некоторые изменения были ожидаемыми, некоторые — даже долгожданными, а вот некоторые — неожиданными. Однако главный вопрос: облегчат ли новшества жизнь налогоплательщиков?
В этом материале проанализируем «улучшения» в части администрирования налогов.

Главные тезисы

  • В 2018 году на решения местных советов об установлении местных налогов и сборов не распространяется принцип стабильности налогового законодательства.
  • Информацию о местных налогах и сборах будут размещать на сайте ГФСУ для использования плательщиками налогов при расчете налоговых обязательств.
  • Усилена персональная ответственность налоговиков за ущерб, причиненный налогоплательщикам неправомерными решениями, действиями или бездействием.
  • Приятные изменения произошли также в порядке хранения налогоплательщиками документов, порядке уплаты налоговых обязательств и т. п.

Администрирование местных налогов

Стабильность только снится К сожалению, в плане местных налогов законодатель уже в который раз был вынужден пренебречь принципом стабильности налогового законодательства, провозглашенным п.п. 4.1.9 НКУ. Согласно этому принципу изменения в какие-либо элементы налогов и сборов не могут вноситься позднее, чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. Налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы не могут изменяться в течение бюджетного года.

Вместе с тем п. 3 разд. ІІ Закона № 22451 установлено: в 2018 году к решениям об установлении местных налогов и сборов, принятым местными советами после 15 июля 2017 года и в 2018 году, не применяются, в частности, требования пп. 4.1.9, 12.3.4, 12.4.3 и п. 12.5 НКУ, а также Закона № 11602.

1 Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины по обеспечению сбалансированности бюджетных поступлений в 2018 году» от 07.12.2017 г. № 2245-VIII.

2 Закон Украины «О принципах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» от 11.09.2003 г. № 1160-IV.

Что это означает на практике?

Если бы указанные нормы не были приостановлены на 2018 год, то изменения к ставкам и/или льготам по местным налогам, утвержденным и обнародованным решениями местных советов после 15.07.2017 г., но не позднее чем 15.07.2018 г., должны были бы вступить в силу с 01.01.2019 г. А те, которые принимались бы после 15.07.2018 г., вообще откладывались чуть ли не на полтора года. Ведь начальной датой их применения считалось бы 1 января 2010 года.

Теперь же получается, что такие решения могут заработать уже сейчас, не ожидая следующего года! Больше того, те местные советы, которые захотят что-то подкорректировать в своих решениях об установлении местных налогов на текущий год, могут делать это в течение всего 2018 года, причем на вполне законных основаниях. А значит, и стабильность, на которую рассчитывали налогоплательщики, планируя свою деятельность на текущий год, оказывается нарушенной с разрешения законодателя.

А с какой даты должны применяться такие изменения? Вообще-то не раньше даты их обнародования. Однако фискалы, как известно, никогда не возражали против того, чтобы это было с начала года, если так определено в самом решении.

Информация о налогах — на сайте ГФСУ В НКУ появились новые положения, позволяющие в недалеком будущем централизовать на сайте ГФСУ всю информацию о местных налогах и сборах с целью обеспечения доступа к ней заинтересованных лиц (новая редакция п.п. 12.3.3 НКУ).

Как же будет происходить такой информационный обмен?

Копию соответствующего решения местный совет будет направлять в нижестоящий контролирующий орган в десятидневный срок со дня принятия, но не позднее 1 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение устанавливаемых местных налогов и сборов. Такая информация о размере и дате установления ставок местных налогов и сборов на соответствующих территориях будет передаваться на высший уровень, после чего не позднее 15 июля текущего года в сводном виде будет размещаться на сайте ГФСУ.

Принципиальной новацией является то, что налогоплательщики смогут использовать такую сводную информацию при определении своих налоговых обязательств. При этом они освобождаются от финансовой ответственности, в случае если впоследствии будут выявлены расхождения между данными на сайте ГФСУ и собственно решениями местных советов (абз. 2 п. 12.5 НКУ).

Аналогичным образом будет централизоваться и информация о проведенной нормативной денежной оценке (НДО) земель. Кроме того, уже сейчас, не ожидая 15 июля, законодатель обязал Госгеокадастр до 1 февраля 2018 года направить главным фискалам информацию о НДО земельных участков, которая проведена по состоянию на указанную дату (п. 6 разд. ІІ Закона № 2245). Такая информация тоже должна быть обнародована на сайте ГФСУ, правда, без конкретизации каких-либо сроков.

Фискальный ущерб

Уже достаточно долго НКУ содержит норму, предусматривающую, что ущерб, причиненный неправомерными действиями должностных лиц контролирующих органов, подлежит возмещению за счет средств госбюджета, предусмотренных для таких контролирующих органов (п. 21.3 НКУ). Изменениями, внесенными Законом № 2245, действие приведенной нормы распространено также на случаи, когда ущерб причинен налогоплательщику неправомерными решениями или бездействием должностных (служебных) лиц.

Кроме того, добавленным новым положением (п. 21.4 НКУ) установлено, что причиненный ущерб в дальнейшем будет «переводиться» на конкретное виновное лицо, которое несет перед государством ответственность в порядке регресса в размере выплаченного из бюджета возмещения.

Стоит отметить, что на сегодняшний день не определены порядок и механизм реализации таких положительных новшеств. Надеемся, что указанные нормы не останутся «мертворожденными», как это уже не раз случалось.

Сроки хранения документов

Изменениями, внесенными в ст. 44 НКУ, законодатели «согласовали» сроки хранения документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, со сроками давности, определенными ст. 102 НКУ. В п. 44.3 НКУ добавлено уточнение о документах и информации, необходимой для осуществления налогового контроля за трансфертным ценообразованием. Такие документы должны храниться дольше, чем другие3, а именно 2555 дней со дня подачи налоговой отчетности, для составления которой используются указанные документы, а в случае ее неподачи — с предусмотренного НКУ предельного срока подачи такой отчетности.

3 Срок хранения документов в общем случае составляет 1095 дней со дня подачи налоговой отчетности.

Кроме того, из п. 44.3 НКУ удалили абз. 2, который обязывал при ликвидации налогоплательщика передавать в архив документы за период его деятельности не менее чем 1095 дней (2555 дней для документов о трансфертном ценообразовании), предшествовавших дате ликвидации.

Елена Лозовая, консультант
Светлана Куртенок, бухгалтер-эксперт