Ремонтные работы

Новые правила администрирования НДС

Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины об усовершенствовании администрирования налога на добавленную стоимость» от 16.07.2015 г. № 643-VIII, которого с нетерпением все ожидали, кардинально изменил правила системы электронного администрирования НДС (далее — СЭА).
Закон № 643 (за исключением одной нормы) вступил в силу со дня его опубликования (с 29.07.2015 г.), однако некоторые его положения фактически регулируют более поздние периоды. Сегодня вы узнаете об основных законодательных новациях.

Обнуление показателей регистрационной формулы

Положительные или отрицательные показатели формулы расчета суммы НДС, на которую плательщик налогов имеет право зарегистрировать налоговые накладные и/или расчеты корректировки в Едином реестре налоговых накладных (далее — ЕРНН), обнуляются по состоянию на 03.08.2015 г. и рассчитываются с этой даты (п. 2001.3 НКУ, п. 34 подразд. 2 разд. ХХ НКУ).

В расчете формулы будут учитываться только составляющие ΣНаклОтр, ΣНаклВид и ΣМитн, сформированные начиная с 01.07.2015 г.

При расчете показателей ΣНаклОтр и ΣНаклВид также применяются расчеты корректировки, составленные начиная с 01.07.2015 г. и зарегистрированные в ЕРНН, к налоговым накладным, составленным до 01.07.2015 г., которые предоставляют покупателям — плательщикам НДС.

В связи с этим ГФСУ на своем сайте сообщила, что 02.08.2015 г. в 23 часа будут приостановлены работа ЕРНН и прием деклараций по НДС. Функционирование ЕРНН и прием деклараций будут возобновлены по завершении технических работ, но не позднее 00 часов 00 минут 04.08.2015 г.

Кроме того, автоматически увеличивается контролирующим органом значение формулы на следующие показатели:

1) на сумму среднемесячного размера сумм НДС, которые за последние 12 отчетных (налоговых) месяцев (июнь 2014 года — май 2015 года)/4 квартала (II квартал 2014 года — I квартал 2015 года) были задекларированы плательщиком к уплате в бюджет и погашены или рассрочены или отсрочены.

При этом лицам, которые по состоянию на 01.07.2015 г. были зарегистрированы плательщиками НДС:

  • более чем 12 отчетных (налоговых) месяцев/4 квартала, — такое увеличение осуществляется в течение 03.08.2015 г.;
  • менее чем 12 отчетных (налоговых) месяцев/4 квартала, а также лицам, зарегистрированным плательщиками НДС после 01.07.2015 г., — такое увеличение осуществляется в течение первого числа квартала, следующего за кварталом, в котором срок такой регистрации достигает 12 отчетных (налоговых) месяцев/4 кварталов. К примеру, если лицо зарегистрировалось плательщиком НДС в январе 2015 года, то увеличение регистрационной суммы произойдет 01.01.2016 г.;

НА ЗАМЕТКУ. Такая сумма увеличения ежеквартально (в течение первого числа соответствующего квартала) подлежит автоматическому перерасчету с учетом показателя среднемесячного размера сумм налога, которые за последние 12 отчетных (налоговых) месяцев/4 квартала по состоянию на дату такого перерасчета были задекларированы к уплате в бюджет и погашены или рассрочены или отсрочены. Перерасчет проводится путем вычитания суммы предыдущего увеличения и добавления суммы увеличения согласно текущему перерасчету.

2) сумму остатков средств на счетах плательщиков в СЭА, числящихся по состоянию на начало 03.08.2015 г., за вычетом сумм, заявленных в составе декларации по НДС за отчетный период июнь 2015 года к перечислению с электронного счета в бюджет в счет уплаты налоговых обязательств по НДС и/или на текущий счет плательщика налогов в соответствии с п. 2001.6 НКУ.

До 31.07.2015 г. (для квартальщиков — до 20.08.2015 г.) сумма, на которую плательщик имеет право зарегистрировать налоговые накладные/расчеты корректировки в ЕРНН, уменьшается на сумму налоговых обязательств, задекларированных за отчетный период июнь 2015 года/II квартал 2015 года;

3) сумму ошибочно и/или излишне оплаченных денежных обязательств по НДС по состоянию на 01.07.2015 г. в течение 10 календарных дней с 29.07.2015 г., т. е. не позднее 08.08.2015 г.

По информации, размещенной на сайте ГФСУ, налоговики по состоянию на 03.08.2015 г. увеличили регистрационный лимит на всю сумму переплаты, числящейся по состоянию на 01.07.2015 г. (показатель ΣПерепл которого, кстати, в регистрационной формуле из п. 2001.3 НКУ нет).

В то же время в соответствии с ч. 3 п. 34 подразд. 2 разд. ХХ НКУ на сумму такого увеличения одноразово:

а) если по результатам отчетного (налогового) периода за июнь 2015 года/II квартал 2015 года задекларированы суммы НДС к уплате в бюджет, — контролирующий орган в информационной системе показателей состояния расчета плательщиков уменьшает сумму, задекларированную к уплате в бюджет по результатам отчетного (налогового) периода за июнь 2015 года/II квартал 2015 года, с одновременным уменьшением суммы налога, подлежащей перечислению со счета плательщика в СЭА в бюджет.

Иными словами, сумма переплаты, числящаяся в интегрированной карточке налогоплательщика по состоянию на 01.07.2015 г., автоматически зачисляется в счет уплаты налоговых обязательств по НДС, указанных в декларации за июнь 2015 года;

б) если по результатам отчетного (налогового) периода за июнь 2015 года/II квартал 2015 года задекларированы суммы НДС к уплате в бюджет в меньшем размере, чем сумма ошибочно и/или излишне оплаченных денежных обязательств по НДС по состоянию на 01.07.2015 г. или задекларировано отрицательное значение НДС, — увеличивается сумма отрицательного значения, сформированная по результатам отчетного (налогового) периода за июль 2015 года/III квартал 2015 года, которая переносится в декларацию за август 2015 года/IV квартал 2015 года.

При буквальном прочтении положений ч. 3 п. 34 подразд. 2 разд. ХХ НКУ получается, что на сумму непогашенной налоговыми обязательствами за июнь 2015 г. переплаты увеличивается сумма отрицательного значения, сформированная по результатам отчетного (налогового) периода именно за июль 2015 года, которая подлежит переносу в декларацию за август 2015 года. Из этого можно предположить, что стр. 20.2 «у сумі залишку від'ємного значення попередніх звітних (податкових) періодів, на яку збільшено розмір суми податку, визначеної пунктом 2001.3 статті 2001 розділу V Кодексу, на яку платник має право зареєструвати податкові накладні/розрахунки коригування до податкових накладних в Єдиному реєстрі податкових накладних**» должна быть заполнена и учтена в декларации за август 2015 года.

К тому же если принять во внимание то, что налоговики увеличили регистрационный лимит на данную сумму именно в августе 2015 года, то и стр. 20.2 тоже следовало бы заполнять в декларации за август.

Вместе с тем, на данный момент согласно информации, размещенной на сайте ГФСУ, налогоплательщики смогут учесть суммы переплат уже в декларации за июль 2015 года. Если этот подход будет реализован на практике, то остаток переплаты можно будет показать в стр. 20.2 декларации за июль 2015 года (как это предлагалось делать в письмах ГФСУ от 22.06.2015 г. № 22408/7/99-99-19-03-01-17, от 22.06.2015 г. № 22361/7/99-99-19-03-02-17).  В пользу применения именно такого подхода свидетельствует и свежее разъяснение ГФСУ от 05.08.2015 г., в котором дана ссылка на письмо от 22.06.2015 № 22408/7/99-99-19-03-01-17.

Итак, по всей видимости, на сумму остатка переплат будут уменьшены налоговые обязательства уже за июль 2015 года и последующие периоды (если переплата превысит сумму налоговых обязательств за июль 2015 года). 

А в целом здесь нужно подождать более детальных разъяснений от ГФСУ.

Ошибочно и/или излишне оплаченные денежные обязательства по НДС считаются погашенными одновременно с увеличением суммы налога, на которую такой плательщик имеет право зарегистрировать налоговые накладные/расчеты корректировки к налоговым накладным в ЕРНН, определенной п. 2001.3 НКУ;

4) сумму отрицательного значения, которое засчитывается в состав налогового кредита следующего отчетного (налогового) периода, и сумму непогашенного отрицательного значения предыдущих отчетных (налоговых) периодов на конец текущего отчетного (налогового) периода, указанного в декларации по НДС за июнь 2015 года до 31 июля 2015 года для плательщиков налогов, применяющих отчетный (налоговый) период месяц без проведения проверок, предусмотренных ст. 200 НКУ. На такую сумму увеличивается размер суммы налогового кредита за отчетный период (июль 2015 года).

По всей видимости, речь идет о таких показателях декларации за июнь 2015 года:

  • стр. 24 «Сума від'ємного значення, що зараховується до складу податкового кредиту наступного звітного (податкового) періоду (рядок 22.1 + рядок 23.3) (переноситься до рядка 20.1 наступного звітного (податкового) періоду)»;
  • стр. 31 «Сума непогашеного від'ємного значення попередніх звітних (податкових) періодів на кінець поточного звітного (податкового) періоду (рядок 26 – рядок 27 + рядок 28 (+ чи –) + рядок 29 (+ чи –) – рядок 30) (переноситься до рядка 26 наступного звітного (податкового) періоду)».

Такое увеличение произойдет без проведения проверок, предусмотренных ст. 200 НКУ, но суммы отрицательного значения могут быть проверены контролирующим органом в общеустановленном порядке;

5) сумму отрицательного значения, которое засчитывается в состав налогового кредита следующего отчетного (налогового) периода и сумму непогашенного отрицательного значения предыдущих отчетных (налоговых) периодов на конец текущего отчетного периода, указанного в декларации по НДС за II квартал 2015 года до 20.08.2015 года для квартальщиков. На такую сумму они увеличивают размер суммы налогового кредита за отчетный период III квартал 2015 года.

Для квартальщиков это увеличение тоже произойдет без проведения проверок, предусмотренных ст. 200 НКУ, но сами суммы отрицательного значения могут быть проверены контролирующим органом в общеустановленном порядке.

Направление использования отрицательного объекта налогообложения за июнь 2015 года

Введены послабления применительно к зачислению отрицательного объекта налогообложения, рассчитанного по результатам отчетного (налогового) периода за июнь 2015 года/II квартал 2015 года. Такое значение согласно п. 43 подразд. 2 разд. ХХ НКУ без ограничения суммой, рассчитанной в соответствии с п. 2001.3 НКУ (по регистрационной формуле), может:

1) при наличии налогового долга: учитываться в уменьшение суммы налогового долга по НДС, который возник за предыдущие отчетные (налоговые) периоды (в том числе рассроченного или отсроченного в соответствии с НКУ);

2) в случае отсутствия налогового долга:

2.1) или подлежать бюджетному возмещению по заявлению плательщика налогов в сумме налога, фактически уплаченной получателем товаров/услуг в предыдущих и отчетном налоговых периодах поставщикам таких товаров/услуг или в Государственный бюджет Украины,

2.2) и/или засчитываться в состав налогового кредита следующего отчетного (налогового) периода.

Напомним, что в соответствии с общим порядком, предусмотренным в п. 200.4 НКУ, отрицательное значение можно было показать по первым двум направлениям («1)» и «2.1)») только в части, не превышающей сумму, исчисленную в соответствии с п. 2001.3 НКУ на момент получения контролирующим органом налоговой декларации.

Вместе с тем, неясен механизм реализации этой нормы, поскольку направление использования отрицательных сумм указывалось в декларации за июнь (стр. 23 «Сума від'ємного значення, що не перевищує суму, обчислену відповідно до пункту 2001.3 статті 2001 розділу V Кодексу на момент подання податкової декларації (рядок 22 – рядок 22.1), яка:» декларации за июнь 2015 года), срок подачи которой на момент вступления в силу Закона № 643 уже истек. Возможно, налоговики предпишут желающим предоставить уточняющий расчет к декларации за июнь.

Возврат средств со счета в СЭА

Ужесточили правила возврата средств со счета в СЭА. Так, в соответствии с п. 2001.5 НКУ средства со счета в СЭА перечисляются на текущий счет плательщика налогов по его заявлению, которое подается в контролирующий орган в составе декларации по НДС, в размере суммы средств, превышающей сумму задекларированных к уплате в бюджет налоговых обязательств и суммы налогового долга по НДС.

Но! Теперь такое перечисление возможно только в случае, если нет превышения суммы НДС, указанной в выданных налоговых накладных, составленных в отчетном периоде и зарегистрированных в ЕРНН, над суммой налоговых обязательств по НДС по операциям поставки товаров/услуг, задекларированных в декларации по НДС в этом же отчетном периоде.

По всей видимости, сравниваться будут суммы НДС, указанные в оформленных поставщиком налоговых накладных, со значением стр. 9 «Усього податкових зобов'язань (сума значень рядків (1.1 + 1.2 + 7 + 8 (– чи +)) колонки Б)» декларации по НДС за этот же отчетный период.

Если НДС по всем выданным налоговым накладным был указан в декларации и не было корректировок налоговых обязательств в сторону уменьшения, то вернуть переплату можно будет путем заполнения приложения 4 к декларации по НДС.

Порядок предоставления налоговых накладных/расчетов корректировки покупателю

Подкорректированы условия предоставления налоговых накладных/расчетов корректировки покупателю (получателю).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Отныне продавец не обязан предоставлять налоговую накладную покупателю.

В соответствии с обновленными нормами п. 201.1 НКУ плательщик налогов обязан лишь составить налоговую накладную в электронной форме с соблюдением условия регистрации электронной подписи уполномоченного лица и зарегистрировать ее в ЕРНН (ранее продавец обязан был предоставить покупателю налоговую накладную).

Согласно п. 201.10 НКУ покупателю товаров/услуг налоговая накладная/расчет корректировки могут быть (а не должны быть) предоставлены продавцом таких товаров/услуг в электронной форме с соблюдением требований законодательства относительно электронного документооборота и электронной цифровой подписи.

Итак, теперь по общему правилу покупатель сам должен получать зарегистрированную налоговую накладную из ЕРНН.

Заявление с жалобой на поставщика (покупателя)

В обновленной редакции п. 201.10 НКУ предусмотрено два нововведения.

Во-первых, теперь есть возможность подавать заявление с жалобой не только на поставщика, но и на покупателя, который нарушил порядок заполнения и/или порядок регистрации в ЕРНН расчета корректировки (в случае уменьшения суммы компенсации товаров/услуг).

Во-вторых, срок подачи такого заявления с жалобой на поставщика или покупателя продлен до 365 календарных дней, следующих за предельным сроком подачи налоговой декларации за отчетный период, в котором не подана налоговая накладная или нарушен порядок ее заполнения и/или порядок регистрации в ЕРНН (ранее этот срок составлял 60 календарных дней).

ВАЖНО! В то же время по-прежнему такое заявление с жалобой не дает оснований для включения НДС в состав налогового кредита.

Как и ранее, поступление заявления с жалобой является основанием для проведения документальной внеплановой выездной проверки продавца для выяснения достоверности и полноты начисления им обязательств по НДС по такой операции. По непонятным причинам в эту норму не внесли соответствующие изменения и покупатель там не упоминается.

Впрочем, весьма вероятно, что «проверочные» неприятности возникнут и у покупателя, если поставщик подаст на него соответствующую жалобу.

Обязательные реквизиты налоговой накладной

Исключены некоторые обязательные реквизиты налоговой накладной. В частности, речь идет о таких реквизитах:

  • местонахождение юридического лица — продавца или налоговый адрес физического лица — продавца, зарегистрированного плательщиком НДС;
  • вид гражданско-правового договора.

По этому поводу ГФСУ в письме от 29.07.2015 г. № 27651/7/99-99-19-03-02-17 сообщила, что в налоговых накладных/расчетах корректировки, составленных с 29.07.2015 г. (включительно), плательщики могут не заполнять в их заглавной части поля реквизитов, которые не определены п. 201.1 НКУ как обязательные, а именно:

  • местонахождение (налоговый адрес продавца);
  • местонахождение (налоговый адрес покупателя);
  • номер телефона (продавца и покупателя);
  • вид гражданско-правового договора, его номер и дата;
  • форма проведенных расчетов.

НА ЗАМЕТКУ. Теперь в п. 201.10 НКУ четко указано, что не дает права покупателю на включение сумм НДС в налоговый кредит:
1) отсутствие факта регистрации плательщиком налогов — продавцом товаров/услуг налоговых накладных в ЕРНН и/или
2) нарушение порядка заполнения обязательных реквизитов налоговой накладной, предусмотренных п. 201.1 НКУ.

То есть факт наличия или отсутствия в налоговой накладной/расчете корректировки незаполненных полей реквизитов заглавной части, которые не являются обязательными, не может быть основанием для ее исключения из состава налогового кредита, если нет других оснований для его уменьшения.

Это подтвердили и контролеры в письме от 29.07.2015 г. № 27651/7/99-99-19-03-02-17. В нем налоговики обратили внимание также на то, что табличная часть налоговой накладной/расчета корректировки, которая определяет описание и номенклатуру товара, до утверждения новой формы налоговой накладной/расчета корректировки заполняется без изменений.

Отдельные случаи оформления налоговых накладных поставщиком

Изменились правила оформления налоговых накладных поставщиком в некоторых ситуациях (п. 201.4 НКУ), а именно:

1) на поставку товаров/услуг, которая имеет непрерывный или ритмичный характер:

  • покупателям — плательщикам НДС теперь можно составлять сводные налоговые накладные на каждого плательщика налогов, с которым поставки имеют такой характер, с учетом всего объема поставки ему товаров/услуг в течение такого месяца не позднее последнего дня месяца, в котором осуществлены такие поставки;
  • покупателям, не зарегистрированным плательщиками НДС, можно составлять сводную налоговую накладную с учетом всего объема поставки им товаров/услуг в течение месяца не позднее последнего дня месяца, в котором осуществлены такие поставки.

Если по состоянию на дату составления указанных налоговых накладных сумма средств, которая поступила на текущий счет продавца как оплата (предоплата) за товары/услуги, превышает стоимость поставленных товаров/услуг в течение месяца, такое превышение считается предварительной оплатой (авансом), на сумму которой составляют налоговую накладную в общем порядке не позднее последнего дня такого месяца;

ВАЖНО! Под ритмичным характером поставки понимается поставка товаров/услуг одному покупателю два и более раз на месяц. Таким образом, если поставщик делает хотя бы две поставки в месяц одному покупателю, он имеет полное право оформить сводную налоговую накладную на такие поставки в конце месяца.

 2) налоговая накладная может быть составлена по ежедневным итогам операций (если налоговая накладная не была составлена на эти операции) в случае:

  • осуществления поставки товаров/услуг за наличные конечному потребителю (который не является плательщиком НДС), расчеты за которые проводятся через кассу/регистраторы расчетных операций или через банковское учреждение или платежное устройство (непосредственно на текущий счет поставщика);
  • выписки транспортных билетов, гостиничных счетов или счетов, которые выставляются плательщику НДС за услуги связи, другие услуги, стоимость которых определяется по показателям приборов учета, которые содержат общую сумму платежа, сумму налога и налоговый номер поставщика (продавца), кроме тех, форма которых установлена международными стандартами;
  • предоставления плательщику НДС кассовых чеков, которые содержат сумму поставленных товаров/услуг, общую сумму начисленного налога (с определением фискального и налогового номеров поставщика). Причем ограничение в сумме выписки чека (не больше 200 грн без НДС) на продавца не распространяется. Оно действует только в отношении налогового кредита покупателя (абз. «б» п. 201.11 НКУ).

Условия включения НДС по налоговым накладным в состав налогового кредита

Изменились условия включения НДС по налоговым накладным в состав налогового кредита. По новым правилам п. 198.6 НКУ налоговые накладные, полученные из ЕРНН, являются для получателя товаров/услуг основанием для начисления сумм налога, которые относятся в налоговый кредит.

Из этого можно было заключить, что налоговый кредит плательщик налога имеет право  показать только после регистрации и получения налоговой накладной из ЕРНН. Между тем налоговики подошли к этому вопросу либерально и разрешили отражать налоговый кредит по своевременно зарегистрированным в ЕРНН налоговым накладным в том отчетном периоде, на который приходится дата их составления (разъяснение в категории 101.15 ЗІР).

Сроки регистрации налоговых накладных в ЕРНН

Продлены сроки регистрации налоговых накладных в ЕРНН, дата составления которых приходится на период с 01.07.2015 г. по 30.09.2015 г. включительно (п. 39 подразд. 2 разд. ХХ НКУ). В частности, в указанный период:

  • налоговые накладные, составленные с 1-го по 15-й день (включительно) месяца, подлежат регистрации в ЕРНН до последнего дня (включительно) месяца, в котором они были составлены;
  • налоговые накладные, составленные с 16-го по последний день (включительно), подлежат регистрации в ЕРНН до 15 числа (включительно) месяца, следующего за месяцем, в котором они были составлены.

К примеру, налоговая накладная, составленная 15.08.2015 г., должна быть зарегистрирована в ЕРНН не позднее 31.08.2015 г., а налоговая накладная, составленная 16.08.2015 г., подлежит регистрации не позднее 15.09.2015 г.

ВАЖНО. Перенос сроков регистрации не касается расчетов корректировки, они оформляются в «обычные» сроки, а именно не позднее 15 календарных дней, следующих за датой их составления (п. 201.10 НКУ).

Налоговый кредит по налоговым накладным с опозданием

Предусмотрена возможность отражения налогового кредита по налоговым накладным с опозданием. Если ранее налоговый кредит по «опоздавшим» налоговым накладным можно было показать в учете только путем подачи уточненной декларации, то теперь условия смягчились.

Так, положения п. 198.6 НКУ предусматривают, что, если плательщик налогов не включил в соответствующем отчетном периоде в налоговый кредит сумму НДС на основании полученных налоговых накладных, зарегистрированных в ЕРНН, такое право сохраняется за ним в течение 365 календарных дней с даты составления налоговой накладной.

ВЫВОД. То есть, как и до 01.01.2015 г., плательщик налогов сможет отразить налоговый кредит на основании налоговой накладной в любом из периодов в течение 365 календарных дней с даты ее составления.

Налоговые накладные с нарушением срока регистрации в ЕРНН

Продлили срок для отражения налогового кредита по НДС по налоговым накладным, зарегистрированным в ЕРНН с нарушением срока регистрации: он теперь согласно п. 198.6 НКУ составляет 365 календарных дней с даты составления налоговой накладной (ранее было 180 календарных дней).

Подтверждена также возможность регистрации в ЕРНН на данный момент налоговых накладных/расчетов корректировки, составленных до 01.07.2015 г. Причем отдельно оговорено, что их регистрация в ЕРНН с 04.08.2015 г. осуществляется без ограничения суммой налога, исчисленной по формуле из п. 2001.3 НКУ (п. 35 подразд. 2 разд. ХХ НКУ).

ВАЖНО! Речь идет о расчетах корректировки, составленных именно до 01.07.2015 г. А вот те расчеты корректировки, которые составлены после 01.07.2015 г., в том числе и к налоговым накладным, составленным до 01.07.2015 г., в регистрационный лимит попадают на общих основаниях.

Порядок отражения налогового кредита и налоговых обязательств по условной поставке

Акцентировано внимание на том, что плательщик налогов обязан отразить налоговый кредит, а не имеет на это права. Так, в пп. 198.1, 198.2 НКУ  исключили фразу о праве на налоговый кредит, и вместо нее появилась безальтернативная норма о том, что суммы НДС относятся в налоговый кредит.

Поэтому независимо от того, для каких целей с НДС приобретаются товары (услуги), плательщик налогов теперь обязан отразить на основании зарегистрированной налоговой накладной налоговый кредит.

Затем в случаях, перечисленных в п. 198.5 НКУ, плательщик налогов обязан начислить налоговые обязательства. Эту норму также изменили, но, к сожалению, правки могут быть интерпретированы по-разному. Приведем ее для наглядности:

ЦИТАТА. «198.5. Плательщик налога обязан начислить налоговые обязательства исходя из базы налогообложения, определенной согласно пункту 189.1 статьи 189 настоящего Кодекса, и составить не позднее последнего дня отчетного (налогового) периода и зарегистрировать в Едином реестре налоговых накладных в сроки, установленные настоящим Кодексом для такой регистрации, сводную налоговую накладную по товарам/услугам, необоротным активам (для товаров/услуг, необоротных активов, приобретенных или изготовленных до 1 июля 2015 года, — в случае если при таком приобретении или изготовлении суммы налога были включены в состав налогового кредита), в случае если такие товары/услуги, необоротные активы предназначаются для их использования или начинают использоваться:
     а) в операциях, не являющихся объектом налогообложения согласно статье 196 настоящего Кодекса (кроме случаев проведения операций, предусмотренных подпунктом 196.1.7 пункта 196.1 статьи 196 настоящего Кодекса);
     б) в операциях, освобожденных от налогообложения согласно статье 197, подраздела 2 раздела XX настоящего Кодекса, международным договорам (соглашениям) (кроме случаев проведения операций, предусмотренных подпунктом 197.1.28 пункта 197.1 статьи 197 настоящего Кодекса);
     в) в операциях, осуществляемых плательщиком налога в рамках баланса плательщика налога, в том числе передача для непроизводственного использования, перевод производственных необоротных активов в состав непроизводственных необоротных активов;
     г) в операциях, не являющихся хозяйственной деятельностью плательщика налога;
<…>».
(извлечение из п. 198.5 НКУ)

Главная проблема состоит в том, что теперь привязка «налоговые обязательства начисляются, если был показан налоговый кредит» осталась в п. 198.5 НКУ только применительно к товарам/услугам, необоротным активам, приобретенным или изготовленным до 01.07.2015 г. То есть налоговые обязательства по таким активам согласно п. 198.5 НКУ начисляются только в том случае, если по ним был отражен налоговый кредит.

А вот в отношении активов, приобретенных после 01.07.2015 г., привязки к налоговому кредиту уже нет. Очевидно, законодатели этим хотели подчеркнуть, что с этой даты по всем налоговым накладным плательщик налогов уже обязан отражать налоговый кредит (а не имеет такое право, как было до 01.07.2015 г.). Поэтому, как мы говорили выше, теперь важно показывать налоговый кредит по всем налоговым накладным.

Между тем, депутаты упустили из вида, что плательщик налогов может приобрести товары, услуги, необоротные активы вообще без НДС, в частности, у неплательщика НДС. И при буквальном прочтении получается, что он обязан начислить налоговые обязательства по НДС в случае соблюдения указанных в п. 198.5 НКУ обстоятельств независимо от того, был ли отражен по товарам, услугам, необоротным активам налоговый кредит.

В то же время мы считаем такую трактовку некорректной, поскольку из системного прочтения НКУ можно заключить, что налоговые обязательства с условной поставки нужно начислять только в том случае, когда по ним был показан налоговый кредит (получена и зарегистрирована в ЕРНН налоговая накладная). Надеемся, что так эту норму будет трактовать и контролеры.

И здесь у некоторых плательщиков возникает вопрос: что делать, если в будущем налоговики исключат по каким-то обстоятельствам налоговый кредит, а налоговые обязательства с условной поставки плательщик налогов уже начислил?

Если официальные органы будут интерпретировать названную норму п. 198.5 НКУ системно, то плательщик налогов в таком случае сможет оформить расчет корректировки к ранее оформленной налоговой накладной на условную поставку и «обнулить» эти налоговые обязательства.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Теперь оформляют одну сводную налоговую накладную по тем товарам, услугам, необоротным активам, которые начинают использоваться в операциях, перечисленных в п. 198.5 НКУ.

Согласно п. 189.1 НКУ в случае осуществления операций в соответствии с п. 198.5 НКУ базу налогообложения определяют:

  • по необоротным активам исходя из балансовой (остаточной) стоимости, которая сложилась по состоянию на начало отчетного (налогового) периода, в течение которого осуществляются такие операции (в случае отсутствия учета необоротных активов — исходя из обычной цены);
  • по товарам/услугам — исходя из стоимости их приобретения.

Причем период начисления налоговых обязательств с условной поставки товаров (услуг, необоротных активов) будет зависеть от того, известно ли на дату их приобретения то, что они будут использоваться в операциях, указанных в п. 198.5 НКУ, а именно:

1) если при приобретении товаров (услуг, необоротных активов) уже известно, что они будут использоваться в операциях из п. 198.5 НКУ, то не позднее последнего дня отчетного (налогового) периода приобретения товаров (услуг, необоротных активов) составляют налоговую накладную, которую регистрируют в ЕРНН и начисляют налоговые обязательства исходя из стоимости, определенной согласно п. 189.1 НКУ;

2) если при приобретении товаров (услуг, необоротных активов) еще неизвестно, что товары будут использоваться в операциях из п. 198.5 НКУ, но позднее они начинают использоваться в таких операциях, то не позднее последнего дня отчетного (налогового) периода использования товаров (услуг, необоротных активов) в указанных операциях составляют налоговую накладную, которую регистрируют в ЕРНН и начисляют налоговые обязательства исходя из стоимости, рассчитанной в соответствии с п. 189.1 НКУ.

Частичное использование товаров (услуг) в не облагаемых НДС операциях

Сводную налоговую накладную оформляют также в ситуации, когда приобретенные и/или изготовленные товары/услуги, необоротные активы частично используются в облагаемых налогом операциях, а частично — в необлагаемых. Такую налоговую накладную согласно п. 199.1 НКУ оформляют не позднее последнего дня отчетного (налогового) периода и регистрируют в ЕРНН на общую сумму части уплаченного (начисленного) НДС во время их приобретения или изготовления, соответствующую доле использования таких товаров/услуг, необоротных активов в не облагаемых налогом операциях.

При этом по необротным активам, приобретенным с 01.07.2015 г., не будет проводиться перерасчет доли использования необоротных активов в облагаемых налогом операциях по итогам одного, двух и трех календарных лет, следующих годом, в котором они начали использоваться (введены в эксплуатацию). Соответствующие нормы абз. 2 п. 199.4 НКУ, предусматривающие проведение такого перерасчета, из НКУ исключены.

Но здесь есть исключение: перерасчет будет проводиться применительно к тем необоротным активам, которые были приобретены и/или изготовлены до 01.07.2015 г. Согласно п. 42 подразд. 2 разд. ХХ НКУ, если такие необоротные активы частично используются в облагаемых налогом операциях, а частично — нет, плательщик налогов осуществляет перерасчет части использования таких необоротных активов в облагаемых налогом операциях, рассчитанной в соответствии с пп. 199.2, 199.3 НКУ (исходя из фактических объемов проведенных в течение года облагаемых налогом и не облагаемых налогом операций) по итогам одного, двух и трех календарных лет, следующих за годом, в котором они начали использоваться (введены в эксплуатацию).

В случае снятия с учета плательщика налогов, в том числе по решению суда, перерасчет части осуществляется исходя из фактических объемов облагаемых налогом и не облагаемых налогом операций, проведенных с начала текущего года до даты снятия с учета.

Оформление расчетов корректировки к налоговой накладной

Уточнены правила оформления расчетов корректировки к налоговой накладной. Теперь непосредственно в п. 192.1 НКУ указано, что расчет корректировки, составленный поставщиком товаров/услуг к налоговой накладной, которая выдана их получателю — плательщику НДС, подлежит регистрации в ЕРНН:

1) поставщиком (продавцом) товаров/услуг если:

  • сумма компенсации стоимости товаров/услуг увеличивается;
  • корректировка количественных и стоимостных показателей в итоге не изменяет сумму компенсации товаров/услуг;
  • расчеты корректировки составляются к налоговым накладным, которые не выдаются получателю;
  • расчеты корректировки оформляются к налоговым накладным, которые составлены до 01.02.2015 г.;
  • расчеты корректировки оформляются к налоговым накладным, которые составлены во время получения услуг от нерезидента, местом поставки которых определена таможенная территория Украины;

2) получателем (покупателем) товаров/услуг, если сумма компенсации их стоимости уменьшается, для чего поставщик направляет составленный расчет корректировки получателю.

Собственно, такие правила действовали и раньше, поскольку они были предусмотрены в п. 3 Порядка № 1246.

Важное дополнение состоит в том, что теперь согласно п.п. 192.1.1 НКУ поставщик товаров/услуг имеет право уменьшить сумму налоговых обязательств по такому расчету корректировки только после его регистрации в ЕРНН. То есть до момента регистрации расчета корректировки покупателем в ЕРНН продавцу уменьшить свои налоговые обязательства не получится.

В свою очередь, в соответствии с п.п. 192.1.2 НКУ получатель имеет право увеличить сумму налогового кредита только после регистрации поставщиком в ЕРНН расчета корректировки к налоговой накладной.

Штрафные санкции за несвоевременную регистрацию налоговых накладных/расчетов корректировки

Изменен порядок применения штрафных санкций за несвоевременную регистрацию налоговых накладных/расчетов корректировки.

Во-первых, отныне штрафные санкции, предусмотренные пп. 1201.1–1201.2 НКУ, налагают за нарушение плательщиками НДС предельных сроков регистрации в ЕРНН только тех налоговых накладных, которые подлежат предоставлению покупателям — плательщикам НДС, и расчетов корректировки к таким налоговым накладным.

Во-вторых, указанные штрафы налагаются на тех плательщиков НДС, которые в соответствии с требованиями ст. 192 и ст. 201 НКУ обязаны зарегистрировать налоговые накладные и расчеты корректировки в ЕРНН. В частности, в случае уменьшения суммы налоговых обязательств ответственность за несвоевременную регистрацию расчета корректировки в ЕРНН будет нести покупатель.

В-третьих, плательщики налогов не будут нести ответственность, предусмотренную п. 121.1 НКУ за необеспечение плательщиком налогов хранения и/или непредоставление контролирующим органам документов, полученных из ЕРНН. В то же время это не означает, что отныне можно безответственно относиться к хранению этих документов, поскольку они являются надлежащим доказательством факта совершения хозяйственной операции.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Штрафы, предусмотренные п. 1201.1 НКУ, не применяются за нарушение сроков регистрации налоговых накладных/расчетов корректировки в ЕРНН, составленных до 01.10.2015 г. (п. 35 подразд. 2 разд. ХХ НКУ). Таким образом, если налоговая накладная/расчет корректировки будут зарегистрированы в ЕРНН до 01.10.2015 г. в течение 180 календарных дней с даты их составления, штрафы по п. 1201.1 НКУ налагаться не будут.

Штрафы за нарушение сроков, установленных НКУ для самостоятельной уплаты налоговых обязательств по НДС

Введены послабления в части применения штрафных санкций за нарушение сроков, установленных НКУ для самостоятельной уплаты налоговых обязательств по НДС. Так, предусмотренные за это нарушение штрафные санкции и пеня не применяются при условии наличия в такие сроки средств на счетах плательщиков в СЭА в суммах, достаточных для уплаты согласованных налоговых обязательств по НДС в бюджет.

В случае начисления в течение переходного периода действия СЭА, т. е. в период с 01.01.2015 г. до 01.07.2015 г., этих  штрафных санкций, они подлежат списанию контролирующим органом по месту регистрации плательщика НДС в течение 14 рабочих дней (п. 40 подразд. 2 разд. ХХ НКУ).

По нашему мнению, указанная «послабительная» норма должна распространяться и на те ситуации, когда по результатам проверки будет выявлено занижение налоговых обязательств, но и после корректировки сумма на счете в СЭА будет покрывать недоплату. В то же время пока неясно, как эту норму будут трактовать контролирующие органы.

Штрафы за завышение отрицательного значения сумм НДС

Введены новые штрафы за завышение отрицательного значения сумм НДС, которое осталось непогашенным по состоянию на 01.07.2015 г. в декларации по НДС. Согласно п. 41 подразд. 2 разд. ХХ НКУ, если контролирующий орган во время проверки устанавливает факт такого завышения, что привело к завышению суммы налога, на которую плательщик имеет право зарегистрировать налоговые накладные/расчеты корректировки в ЕРНН, к такому плательщику налогов, кроме штрафов, предусмотренных ст. 123 НКУ, применяется штраф в размере 10 % от суммы завышения такого отрицательного значения. То есть общая сумма штрафа за такое нарушение составит 35 % от выявленной суммы завышения.

Сумма налога, на которую плательщик имеет право зарегистрировать налоговые накладные/расчеты корректировки в ЕРНН, подлежит уменьшению на сумму такого завышения на основании согласованного налогового уведомления-решения.

При этом к отрицательному значению относится отрицательное значение сумм НДС, которое осталось непогашенным по состоянию на 01.07.2015 г., учитывается в налоговой отчетности по НДС и включает:

  • отрицательное значение, которое засчитывается в состав налогового кредита следующего отчетного (налогового) периода (стр. 24 «Сума від'ємного значення, що зараховується до складу податкового кредиту наступного звітного (податкового) періоду (рядок 22.1 + рядок 23.3) (переноситься до рядка 20.1 наступного звітного (податкового) періоду) декларации за июнь 2015 г.);
  • непогашенное отрицательное значение предыдущих отчетных (налоговых) периодов на конец текущего отчетного (налогового) периода (стр. 31 «Сума непогашеного від'ємного значення попередніх звітних (податкових) періодів на кінець поточного звітного (податкового) періоду (рядок 26 – рядок 27 + рядок 28 (+ чи –) + рядок 29 (+ чи –) – рядок 30) (переноситься до рядка 26 наступного звітного (податкового) періоду) декларации за июнь 2015 года).

Эти нормы о наложении штрафов вступили в силу с 01.08.2015 г.

Зачисление переплаты, числящейся на счете в СЭА, в счет уплаты налогового долга по НДС

Уточнены правила зачисления переплаты, числящейся на счете в СЭА, в счет уплаты налогового долга по НДС. Положения п. 87.1 НКУ предусматривают, что средства на счете плательщика в СЭА не могут быть источником погашения налогового долга, кроме погашения налогового долга по НДС.

ВАЖНО! Средства со счета в СЭА будут списываться автоматически Госказначеством в соответствии с реестром, предоставленным налоговым органом. Но для проведения списания налоговый орган должен соблюсти условия, предусмотренные в ст. 95 НКУ.

В частности, взыскание средств осуществляется не ранее чем через 60 календарных дней со дня направления (вручения) плательщику налогов налогового требования (п. 95.2 НКУ). Причем такое взыскание осуществляют исключительно по решению суда, которое направляется к исполнению контролирующим органам, в размере суммы налогового долга или его части (п. 95.3 НКУ).

Между тем, не совсем понятно, как эти нормы будут применяться с учетом положений п. 2 разд. II Закона № 643, в соответствии с которыми на счета в СЭА не распространяется действие Закона № 606 и, в частности, на них не может быть:

  • наложен арест;
  • обращено взыскание.

Требования, сформированные в соответствии с Законом № 606 до 29.07.2015 г., считаются аннулированными. До 06.08.2015 г. подлежит снятию Госказначейством арест со средств, которые находятся на счетах в СЭА, на которые были сформированы требования в соответствии с Законом № 606.

Законом № 643 также изменены правила администрирования НДС у плательщиков — сельскохозяйственных предприятий, которые избрали специальный режим налогообложения в соответствии со ст. 209 НКУ.

Влада Карпова, консультант

 

Использованные документы

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 643 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины об усовершенствовании администрирования налога на добавленную стоимость» от 16.07.2015 г. № 643-VIII.

Закон № 606 — Закон Украины «Об исполнительном производстве» от 21.04.1999 г. № 606-XIV.

Порядок № 1246 — Порядок ведения единого реестра налоговых накладных, утвержденный постановлением КМУ от 29.12.2010 г. № 1246.

 

Аватар пользователя Тоня

Все ооочень интересно! у меня такая ситуация: мы совершили покупку товара 30.06., а нн продавец зарегистрировал только 05.08. как воспользоваться суммой ндс для налогового кредита по этим накладным и в какой декларации их отражать? Делать корректировку за июнь (но на тот момент их еще не было) или перетаскивать их в июльскую декларацию?

Аватар пользователя Ромиша

На мой взгляд, ее можно брать в кредит июля : ВЫВОД. Независимо от причин, по которым налогоплательщик не показал своевременно налоговый кредит по зарегистрированной в ЕРНН налоговой накладной, он имеет право его отразить в любом следующем налоговом периоде в течение 365 календарных дней с даты составления (а не регистрации в ЕРНН!) налоговой накладной. Причем подавать для этого уточняющий расчет по НДС уже не нужно.

Аватар пользователя Татьяна М.

А можно ли сейчас учесть в кредит по НДС закупку по чекам и транспортные билеты без налоговой накладной

Аватар пользователя Оксана

Можно

 

201.11. Підставою для нарахування сум податку, що відносяться до податкового кредиту без отримання податкової накладної, також є:

а) транспортний квиток, готельний рахунок або рахунок, який виставляється платнику податку за послуги зв'язку, інші послуги, вартість яких визначається за показниками приладів обліку, що містять загальну суму платежу, суму податку та податковий номер продавця, крім тих, форма яких встановлена міжнародними стандартами;

 

Аватар пользователя Тоня

По налоговым накладным “опоздавшим” все понятно, можно учесть в течение 365 к.д., а с накладными вовремя проведенными как? Если у меня мало обязательств, но расходы есть все равно, а отрицательное НДС тянется еще с февраля. Могу ли я включить НЕ ВСЕ вовремя зарегистрированые НН в декларации за август 2015г.? и смогу ли я потом ними воспользоваться в течение 365 к.д.?