Безвозвратная финпомощь ФЛП облагается как доход обычного физлица — новый подход фискалов

Статья взята из газеты “Плательщик единого налога” № 37/2017

(комментарий к ИНК ГФСУ от 29.08.2017 г. № 1757/6/99-99-13-01-02-16/IПК)

Получение безвозмездной денежной помощи на развитие собственного бизнеса ФЛП стало довольно распространенной практикой. Согласно п.п. 14.1.257 НКУ такие поступления попадают под определение безвозвратной финансовой помощи: «сумма средств, переданная налогоплательщику согласно договорам дарения, другим подобным договорам или без заключения таких договоров».

Средства, поступающие в виде безвозвратной финансовой помощи, включаются в доход получателя — конечно же, если на них не распространяются правила льготного налогообложения. Но если получателем выступает ФЛП, то закономерно возникает вопрос, по каким правилам она должна облагаться: предпринимательским или гражданским? Сожалеем, но НКУ однозначного ответа на него не дает, в то время как доводы можно привести в пользу обоих подходов.

 Подход 1. Доход обычного физического лица

Так, в представленном письме фискалы пришли к выводу, что безвозвратную финпомощь нужно облагать по правилам, установленным для налогообложения доходов обычных физлиц. Они считают, что такие средства не связаны с предпринимательской деятельностью, так как поступают независимо от её результатов, для их получения не прилагались какие-либо усилия (не предоставлялись услуги, не выполнялись работы и т. п.) (аналогичное мнение есть в категории 107.03 ЗІР). Фактически, фискалы продвигают идею о том, что независимо от целей предоставления безвозвратной финпомощи (благотворительной помощи, гранта и т. п.), с точки зрения ГКУ, её получатель — гражданин. Он, в свою очередь, может иметь статус ФЛП и использовать эти средства в своей деятельности.

Соответственно, безвозвратная финансовая помощь должна облагаться как гражданский доход по нормам разд. IV НКУ (перечень доходов, облагаемых НДФЛ и ВС — ст. 164 НКУ, необлагаемых — ст. 165 НКУ).

Такие суммы, предоставленные физическому лицу, согласно п.п. «ґ» п.п. 164.2.17 НКУ включаются в состав его налогооблагаемого дохода как доход в виде дополнительного блага.

ВАЖНО! Если такой доход начисляет (выплачивает) налоговый агент (юридическое лицо или ФЛП), то он должен удержать из этой суммы НДФЛ по ставке 18% и ВС по ставке 1,5%. В разделе I формы № 1ДФпредоставленную безвозвратную финансовую помощь отражают с признаком дохода «126».

Отметим, что при таком подходе частично уйти от налогообложения можно, выплачивая нецелевую благотворительную помощь. В этом случае НДФЛ и ВС удерживаются с суммы, превышающей в 2017 году 2240 грн. Причем если такую финпомощь предоставляет субъект предпринимательства, то удержания ложатся на плечи налогового агента. Однако если заключен договор, по условиям которого финпомощь предоставляется на определенные цели, в т. ч. связанные с открытием или развитием бизнеса, то она не может рассматриваться как нецелевая.

Конечно же, если безвозвратная финпомощь будет облагаться по общегражданским правилам, то это выгоднее для пополнения бюджета. Во всяком случае с одной и той же суммы помощи обычное физлицо заплатит больше, чем ФЛП-единщик, а кроме того, суммы НДФЛ и ВС быстрее попадут в бюджет, так как налоговый агент обязан перечислить их в бюджет «тут же».

ФЛП и его благотворитель могут последовать разъяснению налоговиков, но, считаем, что у них есть все шансы с ними поспорить. Далее приведем доводы в пользу того, что безвозмездная помощь может рассматриваться как предпринимательский доход.

 Подход 2. Доход ФЛП

Здесь разумно отталкиваться от того, что безвозвратная финансовая помощь предоставляется для целей, связанных с ведением хозяйственной деятельности. Но, как было сказано выше, НКУ не говорит, будет ли она относиться к предпринимательским доходам. Договор о предоставлении финпомощи заключают в письменной форме и приводят условия расходования средств. Благотворитель, предоставляющий финпомощь (грант) в договоре указывает, кто является стороной-получателем: ФЛП или обычный гражданин.

Если согласно договору средства выплачиваются (перечисляются) ФЛП, подтвердившему свой статус (а это, думаем, произойдет еще на этапе заключения договора), налоговый агент1 не должен удерживать с их суммы ни НДФЛ, ни ВС на основании п.п. 165.1.36 НКУ. В разделе I формы № 1ДФ они отражаются с признаком «157». Очевидно, что благотворитель предпочтет оставить «на совести» единщика налогообложение суммы безвозвратной финансовой помощи, т. е. по правилам гл. I разд. XIV НКУ.

1Данная выплата не является доходом, полученным от работодателя или как вознаграждение по договору ГПХ, поэтому вопрос о начислении ЕСВ не стоит.

А о том, что такая сумма становится доходом ФЛП, сказано в в письме ГУ ГФС в г. Киеве от 26.04.2016 г. № 3185/Х/26-15-13-02-152.

2См. комментарий «Финпомощь: даром получил и ничего не заплатил» // «ПЕН», № 20/2016, с. 15.

Аргументы в данном письме сводились к тому, что в доходы плательщика ЕН по общему правилу включают стоимость бесплатно полученных товаров (работ или услуг) (п. 292.3 НКУ). Последними считают товары (работы, услуги), предоставленные плательщику ЕН согласно письменным договорам дарения и прочим письменным договорам, заключенным в соответствии с законодательством, по которым не предусмотрена денежная или иная компенсация стоимости таких товаров (работ, услуг) или их возврат. В свою очередь, финпомощь ничем не хуже и, к тому же, передается ФЛП по письменным договорам3. Кроме того, в п.п. 3 п. 292.11 НКУ есть прямое указание к действию для ФЛП-единщиков, которые не вернули возвратную финансовую помощь в течение 12 календарных месяцев со дня её получения. Она включается в доход на следующий день после окончания 12 календарных месяцев со дня её получения, а доход «не сторнируется» даже после её возврата.

3В ключе этого разъяснения получение безвозмездной финансовой помощи не рассматривается как «неправильный» доход ФЛП-единщика.

Еще раз отметим, что такой вариант более выгоден с позиции налогообложения. Во всяком случае, получатель — плательщик ЕН заплатит меньше, если финансовая помощь будет включена в состав его единоналожного дохода. Тогда она облагается ЕН по ставкам, определенным в пп. 293.2 и 293.3 НКУ, при условии, что не была превышена сумма предельного дохода для соответствующей группы. Речь идет о фиксированной ставке для ФЛП-единщиков групп 1 и 2 (если лимит не превышен, то дополнительно с суммы финпомощи ничего платить не придется) и обычной ставке 3 или 5 % для третьегруппников.

Но видимо, это обстоятельство и толкает фискалов отсылать получателей финпомощи к гражданским правилам налогообложения доходов физлиц.

Если брать за основу первый подход, то на благотворителе, который оформил такую выплату как предпринимательский доход и не удержал НДФЛ и ВС, будет лежать ответственность как на налоговом агенте. В то же время шанс отбиться от претензий фискалов дает упомянутое выше письмо Киевских налоговиков. Учитывая, что даже в среде фискалов этот вопрос не решается однозначно, имеет смыл «попытать счастья», обратившись к ним за ИНК (вдруг повезет, и ваши местные налоговики займут лояльную позицию), и на её основании согласовать нюансы налогообложения при заключении договора о предоставлении безвозвратной финпомощи.

Оксана Хмелевская, бухгалтер–эксперт