Как применять РРО в интернет-магазине

Статья взята из газеты “Плательщик единого налога” № 27/2017

(комментарий к ИНК ГУ ГФС в Харьковской области от 26.05.2017 г. № 387/ІПК/20-40-14-10-17)

Вы знаете, что субъектам, реализующим товары в интернет-магазине (в рамках электронной коммерции), приходится применять РРО. Это следует из п. 2 ст. 3 Закона об РРО1, который предписывает при осуществлении расчетных операций в обязательном порядке выдавать лицу расчетный документ, включая операции, заказ или оплата товаров (услуг) по которым осуществляется с использованием сети Интернет (при их получении).

1Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.1995 г. № 265/95-ВР.

Правда, ГФСУ делает исключение для программ и информационно-консультационных услуг (т. е. нематериальных объектов), поясняя тем, что в процессе их оплаты и предоставления не определено место проведения расчетов в понимании ст. 2 Закона об РРО (письмо ГФСУ от 17.08.2016 г. № 17922/6/99-99-14-05-01-15).

Кроме того, необходимость применять РРО согласно ст. 9 Закона об РРО отпадает у ФЛП — плательщиков ЕН, которые соответствуют критериям из п. 296.10 НКУ2. Этим освобождением могут воспользоваться торговцы — ФЛП, которые являются единщиками групп 2 и 3, при условии, что их доход в течение календарного года не достиг 1 млн грн, не торгующие (как за наличные, так и по безналу) технически сложными бытовыми товарами, подлежащими гарантийному ремонту (далее — ТСБТ).

2На наш взгляд, иные освобождения по ст. 9 и 10 Закона об РРО не ассоциируются с виртуальной торговлей.

Нюансы проведения оплаты через РРО (печати чека) при оплате товаров карточками он-лайн (на сайте) беспокоили торговцев в первую очередь. К счастью, на сегодняшний день налоговики определились, как действовать продавцам (см. разъяснения в категории 109.02 ЗІР), что еще раз подтверждает комментируемое письмо.

Налоговики напомнили о том, что, осуществляя интернет-торговлю, также нужно руководствоваться специальным Законом № 6753. В соответствии с п. 3 ст. 13 Закона № 675 продавец, оператор платежной системы или иное лицо, получившее оплату за товар, работу, услугу в соответствии с условиями электронного договора, должны предоставить покупателю (заказчику, потребителю) электронный документ, квитанцию, товарный или кассовый чек, билет, талон или другой документ, подтверждающий факт получения средств, с указанием даты осуществления расчета.

3Закон Украины «Об электронной коммерции» от 03.09.2015 г. № 675-VIII.

Как правило, оплата за товары/услуги непосредственно на сайте интернет-торговца (на сайте есть кнопка «оплатить» и т. п.) реализована путем:

  1. интернет-банкинга;
  2. интернет-эквайринга.

Первый способ расчетов заключается в том, что торговец на сайте размещает ссылку на страницу одного или нескольких банков. Перейдя по ней, покупатель получает возможность оплатить приглянувшийся ему товар (услугу) через сайт (систему) предложенного банка по подсказкам или реквизитам, представленным на сайте. Причем с помощью интернет-банкинга клиент переводит со своего банковского счета оплату на счет продавца, формирует в электронном виде платежное поручение и направляет его в банк. Налицо — безналичный расчет, поскольку в данном случае не происходит оплата товаров/услуг с применением платежных карт посредством сети Интернет, которая является определяющей для применения РРО. Такие платежи могут совершаться без кассового аппарата.

А вот второй способ — интернет-эквайринг — как раз и требует применять РРО и выдавать фискальный чек (расчеты происходят с применением банковских карточек). Предоставить такие услуги может любой банк на основании договора эквайринга, но в большинстве случаев функцию обработки платежей с банковских карт передают сторонней процессинговой компании. Платежи, совершенные покупателями, будут поступать именно от интернет-эквайра. Существует также возможность принимать к оплате карточки с помощью компаний, специализирующихся на предоставлении посреднических услуг по приему платежных карт в Интернете (Liqpay и других).

В данном случае после формирования заказа от плательщика — владельца карты требуется ввод ее реквизитов, затем происходит авторизация, т. е. подтверждение платежа банком-эмитентом карты покупателя. Затем денежные средства списываются с карты и зачисляются на счет продавца в срок, определенный договором интернет-эквайринга. То есть в этом случае прослеживается аналогия с приемом оплаты через платежный терминал. Соответственно, здесь работает п. 2 ст. 3 Закона об РРО, требующий при расчетах с применением карточек использовать РРО, выдавать расчетный документ установленной формы (чек РРО) и соответствующим образом оформленный гарантийный талон.

НА ЗАМЕТКУ. При операциях с использованием электронных платежных средств (банковских карточек) формируется подтверждающие движение средств документы, которые в учете рассматриваются как первичные. Тем не менее, помимо них, при обязанности использовать РРО не отпадает необходимость выдачи фискального расчетного документа.

Когда выбивать чек при оплате посредством интернет–эквайринга? Этот вопрос с момента внедрения РРО в «виртуальные» расчеты (с 01.01.2015 г.) особенно волновал продавцов. Дело в том, что момент интернет-оплаты сложно отследить, тем более, произошедший вне рабочего дня. В комментируемом письме фискалы как раз и отметили, что до сих пор этот вопрос остается неурегулированным по программно-техническим причинам. Соответственно, фискалами предложен компромиссный вариант — проводить оплату через РРО после зачисления средств на карту в размере полученной оплаты. Формально — после того, как продавец обнаружит, что оплата состоялась. Причем торговец не ограничен во времени, в течение которого может проверить поступление средств на счет. В то же время фискальный чек должен быть передан покупателю вместе с товаром, а также, при необходимости, оформлен и гарантийный талон. То есть распечатка расчетного документа РРО осуществляется на основании выписки из финансового учреждения, но не позднее момента отправки товара покупателю. При этом предоплаченный через Интернет товар может доставляться покупателю разными способами.

В случае доставки товара по почте при условии предоплаты с помощью банковской карты продавец должен вложить в почтовое отправление расчетный документ, подтверждающий факт купли-продажи товаров, с указанием в кассовом чеке «предоплата товаров».

В случае доставки товара, оплаченного карточкой, с помощью курьерской службы, как и при доставке товара по почте, продавец обеспечивает получение покупателем ранее распечатанного расчетного документа (чека) вместе с приобретенным товаром и оформленным гарантийным талоном.

Наложенный платеж Довольно часто веб-торговцы дают возможность покупателям рассчитаться за товар при получении у почтовой или курьерской службы. Такие расчеты ничего общего с расчетами через Интернет, о которых шла речь выше, не имеют. Как правило, в месте получения товаров оплату от покупателей принимает финансовый посредник, а потом перечисляет её на счет продавца. В последнем случае происходят классические безналичные расчеты, поэтому продавцу не нужно применять РРО. Однако представители почтового отделения или финансового посредника (платежной организации), принимающие наличные от покупателя, выдают документ, подтверждающий факт оплаты товара. Отметим, что операции по приему наличных для их дальнейшего перевода также требуют применения РРО от посредников4.

4Такие платежи в том числе осуществляются через платежную систему FORPOST. При этом налоговики в некоторых разъяснениях, например, в письме ГФСУ от 27.05.2016 г. № 5586/Н/99-99-14-05-01-14, говорят об использовании РРО продавцом. Мы считаем, что в данном случае РРО использует именно финансовая организация, а не продавец.

В то же время от продавца, по мнению налоговиков, покупатель должен получить расходную накладную (вложенную в посылку), а также, при необходимости, гарантийный талон. В то же время согласно п. 11 ст. 8 Закона № 10235, чтобы покупатель мог отстоять свои потребительские права, продавец вместе с товаром должен выдать ему расчетный документ, удостоверяющий факт покупки.

5Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.1991 г. № 1023-XII.

Оплата курьеру на месте Заказ в интернет-магазине предполагает также и его оплату наличностью или банковской карточкой в офисе продавца. В этом случае применяют РРО и выдают фискальный чек те, кто обязан это делать согласно Закону об РРО. Вместе с тем на этом варианте оплаты и получения товара налоговики не стали останавливаться, но уделили внимание оплате при курьерской доставке. Так, по их мнению, в таком случае курьер выдает покупателю фискальный чек в момент оплаты средств за приобретенный товар. При этом расчетный документ должен быть распечатан с использованием РРО, зарегистрированного на транспортное средство, которым осуществляется доставка. Как видите, налоговики за два с лишним года все же определились с основными нюансами работы виртуальных магазинов, которые принимают оплату с помощью интернет-эквайринга, и иными вопросами, что облегчает налогово-учетную жизнь торговцев.

Оксана Хмелевская, бухгалтер-эксперт