«Технический долг»: что откуда берется и как ликвидировать

 Статья взята из газеты “Плательщик единого налога” № 22/2017

Наше предприятие столкнулось с трудностями при получении в контролирующих органах справки об отсутствии задолженности по налогам, сборам, платежам. Оказалось, что на лицевых счетах предприятия учитывается налоговый долг непонятного происхождения, который налоговики определяют как «технический долг».
Как выяснить, откуда он возник, и как от него избавиться?

В чем проблема «Технический долг» возникает по вине контролирующих органов, но может принести немало неприятностей налогоплательщикам.

Начнем с того, что термин «технический долг» не определен налоговым законодательством Украины. Нет никаких правовых оснований для его существования и учета. Возникает такой долг в результате искажения показателей в соответствующих регистрах информационной системы органов ГФС в связи с некорректным учетом налогов, сборов и других платежей.

Порядок ведения органами ГФСУ оперативного учета налогов и сборов, таможенных и других платежей в бюджеты, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование утвержден приказом МФУ от 07.04.2016 г. № 422 (далее — Порядок № 422). Этот документ устанавливает определенный регламент функционирования информационной системы органов ГФС. Так, им предусмотрено, что органы ГФС открывают интегрированные карточки плательщика (далее — ИКП) по каждому плательщику и каждому виду платежа, которые должен уплачивать такой плательщик. ИКП включает перечень показателей информационной системы органов ГФС, характеризующих состояние расчетов плательщика с бюджетами и целевыми фондами. Проще говоря, в ИКП согласно утвержденным алгоритмам, на основании первичных документов, в разрезе каждого вида платежа автоматизированно накапливается информация о суммах налогов, сборов, платежей, которые должны быть уплачены плательщиком в законодательно установленные сроки и фактически им уплачены.

Под первичными документами понимают документы, составленные плательщиками налогов, других платежей, сборов и/или органами ГФС, другими органами власти согласно действующему законодательству, а именно: налоговые декларации, уточняющие расчеты, налоговые уведомления-решения, требования об уплате долга (недоимки), судебные решения, решения о рассрочке (отсрочке) денежных обязательств (налогового долга), информация органов Государственной казначейской службы Украины о поступлении налогов и сборов, таможенных и других платежей в бюджеты и единого взноса и пр.

ВАЖНО! Информациякоторая хранится в информационной системе и отражается в ИКП, должна быть достоверной, т. е соответствовать показателям первичных документов, и корректной, т. е. согласовываться с установленными алгоритмами.

Вот здесь и могут возникать «недоразумения». По разным причинам утвержденные органами ГФС алгоритмы отражения сведений, содержащихся в первичных документах, не всегда отвечают содержанию таких первичных документов, а иногда и действующему законодательству Украины. В таких случаях в ИКП могут отразиться ошибочные начисления налогов, сборов, других платежей, а следовательно, может возникнуть «неожиданный» налоговый долг. Такой долг налоговики и называют «техническим долгом». Интересно, что такой «технический долг» в ИКП ничем не отличается от настоящего налогового долга со всеми его негативными последствиями, такимикак хронологическое погашение, начисление штрафных санкций, пени и т. п. Может возникнуть такая ситуация, когда добросовестный плательщик уплачивает налоговое обязательство, определенное им в налоговой отчетности, а впоследствии оказывается, что уплаченные средства погасили возникший ранее «технический долг», а вот налоговое обязательство, самостоятельно определенное плательщиком в налоговой отчетности, осталось неуплаченным и учитывается как налоговый долг.

Что делать С целью предотвращения искажения показателей в ИКП Порядком № 422 предусмотрен контроль за их достоверностью со стороны структурных подразделений органов ГФС по направлениям работы. При выявлении некорректных базовых записей такими подразделениями подготавливается соответствующий документ для «централизованного» проведения корректировок. В случае необходимости предусмотрена также корректировка учетных показателей ИКП в ручном режиме на уровне территориального органа ГФС по решению его руководителя. Однако, как показывает практика, проведение необходимых корректировок «централизованно» — процесс обычно долговремененный, корректировки в ручном режиме могут быть проведены значительно быстрее, но они предусматривают персональную ответственность работников органов ГФС, поэтому используются неохотно. Кроме того, бывают также случаи, когда отдельные некорректности базовых записей вообще не выявляются контролирующими органами.

В то же время плательщики заинтересованы в быстром исправлении показателей ИКП, поскольку сам факт наличия налогового долга в некоторых случаях препятствует осуществлению хозяйственной деятельности, а кроме того, влечет за собой начисление лишних штрафных санкций и пени.

Предлагаем следующий алгоритм действий. Прежде всего плательщик должен быть осведомлен по поводу показателей, отраженных в ИКП. Для этого в соответствии с п. 421.2 НКУ можно воспользоваться Электронным кабинетом налогоплательщика. Также есть возможность в порядке, предусмотренном Законом № 3931, направить обращение в соответствующий налоговый орган и не позднее 15 дней получить письменный документ о состоянии расчетов по налогам, сборам и другим платежам. О такой возможности налоговики напомнили в консультации в категории 135.04 ЗIР.

1Закон Украины «Об обращениях граждан» от 02.10.1996 г. № 393/96-ВР.

Если по результатам анализа полученной информации плательщик выявил расхождения между показателями, отражеными в ИКП, и данными первичных документов (например, налоговой отчетности или судебными решениями и т. п.), предлагаем направить в адрес налогового органа обращение, в котором аргументированно указать на выявленные несоответствия, а также предложить налоговикам предоставить письменные объяснения и провести необходимые корректировки в ИКП.

НА ЗАМЕТКУ. Согласно ст. 20 Закона № 393 обращения рассматриваются и решаются в срок не более одного месяца со дня их поступления, а не требующие дополнительного изучения — безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня их получения. Для получения акта сверки расчетов по налогам фискалы говорят именно о сроке в 15 дней.

Итак, ответ на такое обращение должен быть предоставлен в срок не более одного месяца со дня поступления обращения. По результатам рассмотрения плательщика могут уведомить о проведении в ИКП соответствующих корректировок (это наилучший результат) или о предоставлении соответствующей информации в вышестоящий контролирующий орган для принятия решения (это хуже, поскольку требует от плательщика дальнейшего контроля за ситуацией). Наихудший, но не безнадежный результат — ответ налогового органа может быть формальным и неинформативным. В таком случае имеем дело с бездействием контролирующего органа (должностных лиц), которое можем обжаловать на основании п.п. 17.1.7 НКУ. Поскольку нормами ст. 56 НКУ предусмотрена процедура обжалования исключительно решений контролирующих органов, для обжалования их бездействия целесообразно обратиться к Закону № 393. Жалоба, составленная в соответствии с требованиями Закона № 393, должна быть подана в вышестоящий контролирующий орган в порядке подчиненности. Еще одним путем принуждения контролирующего органа к приведению ИКП в соответствие с первичными документами и действующим законодательством может быть обращение в суд.

ВЫВОД. Возникновение «технического долга» связано с некорректным учетом налогов, сборов и других платежей в информационной системе органов ГФС, следовательно, устранить его могут лишь сами налоговики. Задача плательщика — владеть информацией об отраженных в ИКП показателях и в случае выявления определенных несоответствий использовать весь инструментарий, предоставленный законодательством Украины, для побуждения контролирующих органов оперативно провести необходимые корректировки.

Светлана Куртенок, бухгалтер-эксперт