Может ли ФЛП нанять бухгалтера

Статья взята из газеты “Плательщик единого налога” № 45/2016

ФЛП — плательщик ЕН хочет передать ведение налогового учета профессионалу.
Как правильно оформить отношения с таким лицом? Кто должен в таком случае подписывать документы и отчетность?

Вы знаете, что ФЛП вообще не обязан принимать на работу бухгалтера, в отчетности он ставит только свою подпись. В то же время законодательство не запрещает ФЛП, в том числе единщикам, передать некоторые бухгалтерские функции другому человеку.

Трудовой договор Основной вопрос — можно ли оформить лицо на должность бухгалтера у ФЛП? Мы не видим для этого пре­град — в частности, о такой возможности сказано в письме Минтруда от 30.05.2001 г. № 03-3/2478-018-2. Учет у ФЛП намного проще бухгалтерского и налогового учета предприятий. Поэтому если руководствоваться Справочником № 336 (Справочник квалификационных характеристик профессий работников. Выпуск 1 «Профессии работников, являющиеся общими для всех видов экономической деятельности», утвержденный приказом Минтруда от 29.12.2004 г. № 336), то для исполнения обязанностей бухгалтера физического лица достаточно квалификации бухгалтера 1 или 2 категории.

Обязанности работника можно перечислить в трудовом договоре, опираясь на описание должности в Справочнике № 336, например:

  • ведение учета товаров;
  • заполнение первичных документов, Книги учета доходов (расходов);
  • составление и подача отчетности в налоговые и другие органы;
  • оформление платежей контрагентам, в бюджет;
  • начисление заработной платы работникам и т. д.

Что касается подписания налоговой отчетности, то на ней согласно п.п. 48.5.2 НКУ должна стоять только подпись ФЛП или его представителя. Подпись бухгалтера не требуется. В то же время ФЛП вправе передать бухгалтеру право ставить собственную подпись (в том числе ЭЦП) вместо подписи ФЛП. Для этого ФЛП должен сделать бухгалтера своим представителем, оформив и удостоверив у нотариуса доверенность (письмо ГФСУ письмо от 28.09.2015 г. № 9033/Б/99-99-17-02-02-14). Это же касается и передачи права подписи на налоговых накладных.

НА ЗАМЕТКУ. Бухгалтеру — штатному работнику ФЛП может быть оформ­лена ЭЦП, но право подписи уполномоченному лицу вместо налогоплательщика-ФЛП должно быть передано по доверенности.

А вот обычные первичные документы бухгалтер, работающий у ФЛП по трудовому договору, может составлять и подписывать без доверенности. При этом нужно, чтобы это было обус­ловлено в трудовом договоре с бухгалтером.

Договор ГПХ Также ФЛП имеет право привлечь для ведения учета другого ФЛП по договору ГПХ. Теоретически договор можно заключить и с обычным гражданином, но т. к. данные услуги будут предоставляться регулярно, то налицо признаки осуществления предпринимательской деятельности. Перечень обязанностей исполнителя бухгалтерских услуг приводят в тексте договора.

Как правило, ФЛП-исполнителю выдается «широкая» нотариальная доверенность на представление заказчика при осуществлении хозяйственных операций с правом подписи первичных документов, отчетности, налоговых накладных, а также на представление интересов заказчика в контролирующих органах. Объем прав и обязанностей ФЛП-бухгалтера, в том числе и право подписи, прописывают также в договоре о предоставлении бухгалтерских услуг.

Таким образом, без нотариально удостоверенной доверенности исполнитель услуг вправе подписывать только первичные документы (если это предусмотрено договором на предоставление бухгалтерских услуг и если соглашение, в котором лицо выступает от имени ФЛП, не подлежит нотариальному удостоверению). Для того чтобы ставить подпись в налоговой отчетности за ФЛП, его представителю требуется нотариально удостоверенная доверенность.

Оксана Хмелевская, бухгалтер-эксперт