ВРУ планирует продолжить мораторий на проверки до конца 2017 года

(комментарий к проекту Закона Украины «О временных особенностях осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности»)

В СМИ распространена информация о том, что ВРУ продолжила мораторий на проверки до конца следующего года (хотя на официальном сайте ВРУ этот законопроект еще с другими датами действия), приняв в целом законопроект № 3153.

Но является ли это тем, чего хотят предприниматели в нашей стране?

Первое, на что следует обратить внимание в законопроекте, существует перечень органов, на которые действие данного Закона не распространяется. Их в ст. 6 законопроекта названо целых 13 — 13 органов государственного контроля, которых этот мораторий не касается. Среди них ГФСУ, Госфининспекция и Госпотребстандарт, НБУ и АМКУ. То есть те органы, присутствие которых в жизни предпринимателей иногда вынести почти невозможно.

Вторым важным моментом в этом законопроекте является то, что и другим органам государственного контроля также разрешено проводить проверки. Для этого в ст. 3 законопроекта даже основания указаны:

  1. по согласованию Государственной регуляторной службы (ГРС);

 

ВАЖНО! Согласование ГРС должно быть обнародовано на ее официальном веб-сайте. Без такого обнародования проведение проверки запрещается. Более того, ст. 5 законопроекта даже предоставляет субъекту хозяйствования право не допускать должностных лиц органа государственного надзора (контроля) к проведению проверки, если проверяющие не предоставляют ему указанное согласование.

  1. по письменному заявлению субъекта хозяйствования (СХ) об осуществлении проверки по его желанию;
  1. по решению суда;
  1. в случае наступления аварии, смерти потерпевшего вследствие несчастного случая, что было связано с деятельностью СХ.

Этот законопроект уже не первая попытка «облегчить» жизнь украинским предпринимателям. В Украине уже можно писать историю о мораториях на проверку. Назовем те законодательные акты, которые сегодня ограничивают проверки.

1. Малодоходные СХ  Согласно п. 3 разд. ІІ Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» от 28.12.2014 г. № 71-VIII (далее — Закон № 71) установлено, что до конца текущего 2016 года действует мораторий на проверки контролирующими органами «малодоходных» юрлиц и ФЛП (СХ с объемом дохода до 20 млн. грн за предыдущий календарный год). Мораторий  распространяется на ГФСУ и ее территориальные органы.

Названных СХ  можно проверять лишь:

  • при наличии разрешения Кабмина;
  • по заявке самого  СХ о его проверке;
  • по решению суда;
  • согласно требованиям КПКУ1.

1Криминальный процессуальный кодекс Украины  от 13.04.2012 г. № 4651-VI.

Кроме того разрешено проверять:

  • СХ, ввозящие на таможенную территорию Украины и/или производяшие и/или реализующие подакцизные товары;
  • соблюдение норм законодательства по вопросам наличия лицензий, полноты начисления и уплаты НДФЛ, ЕСВ, возмещения НДС.
  • плательщиков ЕН групп 2 и 3 по вопросам применения РРО (кроме тех, кто установил РРО заблаговременно).

2. Единщики Закон Украины «Об особенностях осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности относительно физических лиц – предпринимателей и юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности» от 23.02.2012 г. № 4448-VI (далее – Закон № 4448) определяет особенности осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности относительно единщиков-неплательщиков НДС (как ФЛП, так и юрлиц), деятельность которых не отнесена к высокой степени риска. Он позволяет органам государственного надзора (контроля), их должностным лицам осуществлять лишь определенные мероприятия государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности и, соответственно, запрещает осуществлять мероприятия по контролю, не предусмотренные им. Так, он позволяет осуществлять проверки относительно СХ, отнесенных к:

  1. незначительной степени риска — плановые и внеплановые, по соблюдению санитарного законодательства, законодательства о труде, занятости (в том числе занятость и трудоустройство инвалидов), о рекламе относительно рекламы о вакансиях (прием на работу), об общеобязательном государственном соцстраховании в части назначения, начисления и выплаты материального обеспечения страховых выплат, предоставления социальных услуг; органам защиты прав потребителей — внеплановые проверки по жалобам потребителей;
  1. средней степени риска — плановые и внеплановые проверки органам ПФУ.

3. К приведенным выше законам относительно моратория на проверки следует добавить Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год» от 16.01.2014 г. № 719-VІI (далее — Закон № 719), в соответствии со ст. 31 которого осуществление проверок предприятий, учреждений и организаций, физических лиц – предпринимателей контролирующими органами (кроме Государственной фискальной службы Украины) в течение августа–декабря 2014 года позволялось «исключительно с разрешения Кабинета Министров Украины или по заявке субъекта хозяйствования относительно его проверки». Так, во исполнение ст. 31 Закона № 719 Кабмин постановлением от 13.08.2014 г. № 408 утвердил Перечень государственных инспекций и других контролирующих органов, которым будет предоставляться разрешение Кабинета Министров Украины на проведение проверок предприятий, учреждений, организаций, физических лиц – предпринимателей. Этот Перечень в настоящее время является  действующим, а следовательно, и вопрос игнорирования указанного нормативного акта тоже не так уж однозначен для контролирующих органов.

4. Зона АТО В соответствии с Законом Украины «О временных мерах на период проведения антитеррористической операции» от 02.09.2014 г. № 1669-VII действует мораторий на проведение проверок органами и должностными лицами, уполномоченными законами осуществлять государственный надзор (контроль) в сфере хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в зоне проведения АТО.

 

Александр Ефимов, доцент кафедры гражданского и трудового права Киевского национального экономического университета им. В. Гетмана, к.ю.н., управляющий партнер адвокатского объединения «Адвокатская фирма »Ефимов и Партнеры«, адвокат, аудитор